Tayyab – цифровой исламский сервис

Меня зовут Бекарыс Нурумбетов. В настоящее время я занимаю позицию руководителя отдела развития мобильных финансовых сервисов в мобильном операторе МТ-С (бренды Tele2 и Altel). И буду вести блог о мобильном банкинге, приложениях, продуктах, пользователях, интересных новостях из мира финансовых технологий (fintech).

У меня Android версии 12, смартфон Samsung. Пользуюсь Samsung Pay. Весь мой пользовательский опыт (мобильные приложения, NFC и т.д.) будет в основном построен на этих платформах, потому что таких пользователей в Казахстане большинство.

Tayyab

Хочу начать с такого интересного продукта как Tayyab.

Tayyab себя позиционирует как "цифровой исламский сервис". По сути, это карта и мобильное приложение, которые таргетированы и созданы для мусульман. Карта, конечно же, дебетная — соответствует принципам шариата и привязана к счёту, депонирование средств на котором не производит никаких процентов. А приложение имеет некоторое количество фич и контента для удобства ведущего праведный образ жизни мусульманина.

Что меня больше всего привлекло и даже восхитило в продукте — дизайн пластиковой карты Tayyab black. Она прекрасна в своей лаконичности:

В целом, это хорошая, функциональная карта с широким набором сервисов. Мультивалютные счета и конвертация, переводы, токенизация в кошельки Samsung Pay/Google Pay. Хотя такую красавицу и не хочешь токенизировать, так и норовя сверкнуть ею где-нибудь в Dubai Mall, попивая кофе и неторопливо беседуя о шерсти. Алкоголь на такую не купишь (эксперимента ради, я пытался — не прошло).

Из минусов: карта эмитируется банком-партнером и весь процесс эмиссии и доставки построен на процессах обслуживания банка. Конкретно с моим заказом было так: мне дважды позвонили из банка, спросили, заказывал ли я их (банка, то бишь — это сильно запутало вначале) карту, я два раза ответил, что да, заказывал, в результате чего мне карту не привезли, потому что банк решил, что я её не заказывал. Ждал примерно три недели, пожаловался в Tayyab, карту долго искали, нашли и привезли. Некоторые шероховатости на прекрасной ткани бытия имеют место быть.

Что касается приложения и фич, то я поделил их на две категории: полезные в контексте мусульманских финансов и бесполезные.

Среди полезных в контексте мусульманских финансов фич — расчёт зяката и оплата садака через приложение. В качестве целевого использования садака предлагается шесть фондов, видимо, рекомендованных мусульманскими институтами Казахстана:

Благотворительность по-мусульмански в удобном цифровом формате, как по мне, богоугодное дело. Современно, в ногу со временем, какой мы и хотим видеть мусульманскую религию.

Что касается других видов платежей, то тут ребята не очень впечатляют. Вроде бы коммунальные услуги есть, но идут плоским списком около 100 сервисов, расположенных по алфавиту. Это не очень кастомно. Точнее, совсем не кастомно. Мы сотворили вас парами и установили между вами любовь и милосердие, а не бесконечный поиск, куда бы как заплатить. Предопределение — очень исламское слово, но почему-то не в этом разделе приложения.

Еще в мусульманском контексте интересно в приложении то, что приложение постоянно рекомендует (пушами, баннерами и т.д.) различные исламские сервисы, например, туроператора для хаджа, сопутствующие сервисы и всё такое. Мне кажется, это правильное позиционирование и правильные партнерства.

Что касается фич бесполезных, то они, как ни странно, в основном тоже связаны с образом жизни мусульманина. На главной странице приложения — аят или хадис дня, глубокомысленные, но не всегда к месту.

Также есть раздел иман — собрание функций и контента на мусульманскую тематику: время пяти ежедневных молитв, направление на Каабу (кибла), голосовой тасбих (повторение имени Аллаха), календарь мусульманских праздников, "Халал Гид", подборка текстовых материалов "Мой иман" (про веру), а также текст корана с переводом. Не скажу, что вся эта информация бесполезна сама по себе, но в приложении мобильного банкинга — это отдельный функционал, который к мобильному банкингу, пусть и исламскому, отношения не имеет. Но думаю, это дело вкуса.

Что по технической стороне вопроса, тут всё интересно. Приложение показывает реквизиты карты — значит, у разработчиков есть безопасная среда для хранения карточных данных, сертифицированная по PCIDSS. Знаю, что такую среду разработчики взяли в Yandex.Cloud. Вообще, так я понял, приложение делали ребята с очень серьезным DevOps-бэкграундом, и с точки зрения архитектуры у них всё хорошо. Правда, я не увидел in-App токенизации карты (по кнопке и без необходимости вводить карточные данные вручную), а это важно, особенно если ты выпускаешь полностью виртуальную карту.

В бэке у Tayyab, как уже сказано выше, банк. RBK Bank, который позиционирует себя банк-платформой, в том числе для вот таких вот проектов. Очень интересно и, возможно, правильно. Только подправить знания колл-центра банка о том, что это именно партнерство, а то девушка-оператор мне сказала, что Tayyab — их внутренний банковский продукт.

Выводы

В переводе с арабского Tayyab — "чистый, хороший, полезный". Пожалуй, безусловно соглашусь с первыми двумя пунктами. А пользу, как продукт, надеюсь, кому-нибудь и принесёт. Отличное начинание, так-то.