Текущее состояние систем ПОД/ФТ и санкционного комплаенс в банках второго уровня


После печальных прошлогодних событий и обострения отношений между двумя крупными странами на постсоветском пространстве значительно изменились подходы к процессу заключения казахстанскими (и не только) компаниями деловых отношений с потенциальными клиентами. С прошлого года были значительно усилены меры мониторинга в отношении клиентов из Российской Федерации, так и клиентов из таких стран, как Турция и ОАЭ.

У казахстанских банков эти вопросы сейчас покрываются наличием системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в рамках которой все клиенты проверяются на возможные риски отмывания денег и финансирования терроризма. 

Аналогичные подходы применяются и другими организациями, так называемыми субъектами финансового мониторинга, определенными Законом Республики Казахстан “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма”, в частности, страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, организациями, осуществляющими микрофинансовую деятельность, организаторами игорного бизнеса и лотерей, а также рядом участников Международного Финансового Центра “Астана”.

Так в рамках надлежащей проверки клиента, субъектами финансового мониторинга:

•   Запрашиваются сведения о клиенте и определенный пакет документов 

Если для физических лиц перечень является довольно небольшим – представляется документ, удостоверяющий личность, ИИН и адрес регистрации, то для юридических лиц перечень несколько больший и включает, в том числе, информацию об учредителях/акционерах организации, ее представителях и бенефициарных собственниках. Список становится шире если речь идет о клиентах из других юрисдикций.

Справочно: 

Бенефициарный собственник – это физическое лицо:

-        которому прямо или косвенно принадлежат более двадцати пяти процентов долей участия в уставном капитале либо размещенных (за вычетом привилегированных и выкупленных обществом) акций клиента - юридического лица или иностранной структуры без образования юридического лица;
-        осуществляющее контроль над клиентом иным образом;
-        в интересах которого клиентом совершаются операции с деньгами и (или) иным имуществом.

Стоит отметить, что с прошлого года под понятие клиент подпадают не только физические и юридические лица, но и иностранные структуры без образования юридического лица, получающие услуги субъекта финансового мониторинга:

"Иностранная структура без образования юридического лица - фонд, товарищество, траст, компания, партнерство, организация или другое корпоративное образование, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, которые рассматриваются в качестве самостоятельных организационно-правовых форм независимо от того, обладают ли они статусом юридического лица иностранного государства, где они созданы".

•   В обязательном порядке клиенты, а также их представители, владельцы и бенефициарные собственники сверяются с “черными списками”, которые могут быть как локальными, так и международными, которые определяют целевые финансовые санкции, такие как меры по замораживанию операций с деньгами и иным имуществом.

К первым можно отнести перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма, и экстремизма, который составляет Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу, ко вторым перечень Совета безопасности ООН, который включает в себя сведения о физических лицах и организациях, подпадающих под действие мер, введенных Советом безопасности ООН. В силу того, что Казахстан является членом ООН, данный перечень также является обязательным и для нашей страны.

Однако, в контексте данного вопроса, важно понимать, что финансовые санкции могут вводиться и другими сторонами, например, Управлением по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) или Европейским Союзом, которые за последние полтора года ввели рекордное количество санкций в отношении физических лиц и организаций из Российской Федерации и других стран. Причем данные санкционные программы представляют собой далеко не исчерпывающий список.

Учитывая тесную интеграцию казахстанского финансового сектора в мировую экономику и взаимодействие с банками из США и Европейского Союза, для которых указанные санкционные запреты и ограничения являются обязательными, они также фактически становятся экстерриториальными и для казахстанских банков, которые заинтересованы в корреспондентских отношениях с зарубежными финансовыми институтами. Как правило данные процессы дополняют процедуры, предусмотренные законодательством, и формализованы во внутренних документах банка (Политика ПОД/ФТ или Санкционная политика), договорах, заключенных с третьими лицами.

Относительно ужесточения процедур комплаенс в отношении Турции и ОАЭ важно понимать, что обе страны попали в так называемый Grey List FATF, который определяет юрисдикции со слабыми мерами по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма и находящимися по усиленным мониторингом. В данном списке также находятся такие страны как Мозамбик, Вьетнам, Сенегал, а также, что удивительно - Болгария и Хорватия. Стоит отметить, что эффективность систем стран оценивается по итогам взаимных оценок. К слову, Казахстан недавно прошел аналогичную оценку и показал хорошие результаты. 

Справочно: 

FATF – Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег, межправительственная организация, занимающаяся выработкой мировых стандартов в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма, а также осуществляющая оценку соответствия национальных систем ПОД/ФТ данным стандартам.

Дополнительно, в начале текущего года власти США уже делали ряд заявлений о необходимости Турции и ОАЭ соблюдать санкционные программы, в противном случае это может повлиять на возможность выхода компаний из данных юрисдикций на соответствующие рынки либо включения компаний из этих стран в санкционные списки. Так, согласно открытым источникам, данные юрисдикции были использованы как каналы для приобретения ряда товаров, которые в США и ЕС подпадают под санкционные ограничения.

Именно поэтому в отношении потенциальных клиентов из данных юрисдикции банками были усилены меры надлежащей проверки клиентов, которые предусматривают (но не ограничиваясь) обязательное уточнение планируемого характера деловых отношений, проведение анализа в части применения к нему санкций, наличие иной негативной информации, проверка наличия процедур ПОД/ФТ и оценка их эффективности (для регулируемых компаний), определение источника происхождения денег, анализ репутации клиента, повышение уровня риска отмывания денег и финансирования терроризма клиента, которая скажется на периодичности пересмотра результатов проверки (не реже одного раз в год).

Кроме того, осуществляется мониторинг операций таких клиентов, в целях выявления операций, подлежащих финансовому мониторингу, и подозрительных операций. В случае наличия подозрений, что деловые отношения используются для обхода санкций такие отношения расторгаются.

Говоря о санкционном комплаенс в тех же банках, важно помнить, что он внедрен там довольно давно, однако, за последние годы появились новые вызовы, способствующие дальнейшему развитию данного направления комплаенс. При этом, список организаций, которые так или иначе внедрили санкционный комплаенс за последний год, значительно вырос, выйдя за пределы только финансового сектора. 

Санкционный комплаенс призван не допустить негативные последствия в виде:

•   Прекращения деловых отношений с контрагентами;

•   Заморозки или конфискации имущества;

•   Потери репутации;

•   Включения в санкционные списки;

•   Штрафов и иных мер от регулятора.

Многие банки значительно увеличили свои штаты подразделений комплаенс, которые в настоящее время могут достигать 40 - 60 специалистов, ранее этот показатель был на уровне 15-30 специалистов. Значительное количество, к сожалению, может говорить и о не всегда достаточной автоматизации или оптимизации процессов. Также были увеличены бюджеты на обучение и программное обеспечение, в основном приобретение доступов к зарубежным информационным базам данных, которые могут позволить проверять клиентов, а также на приобретение консультационных услуг у различных юридических компаний, которые могут быть весьма полезными на момент внедрения санкционного комплаенс.

При этом, на мой взгляд, требуют должного внимания следующие вопросы:

•   Совершенствование аналитики проверки клиентов и разработка эффективной типологии выявления операций и сделок, которые могут быть связаны с обходом санкций

В текущих реалиях неэффективно проводить многочисленные ручные проверки, важно оптимизироваться процесс, в рамках которого комплаенс аналитики не будут делать многочисленные формальные заключения, а будет создан эффективный и автоматизированный процесс определения профиля и уровня риска клиента, что позволит выявлять клиентом с реальным риском. То же самое касается и сценариев подозрительных операций, которые должны внедряться с учетом текущих вызовов и рисков, характерных для той или иной юрисдикции. 

•   Анализ продуктов и развитие кадров

Важно также понимать, что для обхода санкций могут использоваться и новые технологии. Так в прошлом году различные ведомства США и Европейского союза уведомляли о важности выявления операций, направленных на обход санкций с помощью цифровых активов. Стоит отметить, что цифровые активы уже не будущее, а вполне себе настоящее для казахстанской экономики, после принятия соответствующего закона и снятие запрета для банков в части работы с криптоброкерами и криптобиржами. Поэтому в настоящее время комплаенс аналитики должны разбираться как в принципах работы технологии блокчейн, а также регулировании цифровых активов (криптокомплаенс), так и в других инновационных продуктах, ну и, разумеется, понимать, принцип работы с санкционными программами. В целом все продукты/услуги банка также должны анализироваться подразделением комплаенс, чтобы минимизировать риск потенциального их использования для обхода санкций, отмывания денег и мошенничества. 

•   Комплексная проверка контрагентов

Проверки не должны ограничиваться только проверкой клиента, проверки должны распространяться и на контрагентов банка, которые могут выступать продавцами или покупателями товаров (программное обеспечение, техника) или услуг (привлечение инвестиции, консультирование). Этот список можно расширить и ценными бумагами санкционных компаний, необдуманная покупка которых также может повлечь негативные последствия. При этом любые третьи лица, участвующие в сделке - посредники, обсуживающие банки также должны быть проверены, а также ознакомлены с политикой банка в отношении санкций, а договора банка также могут содержать комплаенс-оговорки, которые подчеркнут приверженность финансового института санкционной политике и установят ряд требований для контрагентов, которые напрямую в законе не формализованы. 

Важно помнить, что наличие большого бюджета не гарантирует эффективного санкционного комплаенс, поэтому необходимо уделить особое внимание грамотному дизайну процесса, который будет действительно эффективным и не позволит чрезмерно удорожить и бюрократизировать процесс. 

Все вышесказанное актуально не только для банков, но вполне применимо и в отношении других организаций.