«Терриконовая долина»: делаем Караганду IT-столицей Казахстана

Казахстанское IT-сообщество развивается не только в Нур-Султане и Алматы, но и в регионах. В Караганде этим занимается инициативная группа людей, заинтересованных в том, чтобы в Казахстане появилась собственная Кремниевая долина. Пусть и без океана и вечной весны.

Александр Дорошенко, директор по развитию платежной организации WOOPPAY и основатель «Терриконовой долины», рассказал о проекте и о планах, которые его команда хочет реализовать.

Расскажите о вашем проекте. С чего все началось?

Караганда — это уникальный регион. В истории нет аналогов ситуации, которая лежит в основе появления этого города: около миллиона человек привезли в степь, где практически ничего не было, но люди сообща создали абсолютно новый город, впоследствии ставший шахтерской столицей. Но с развалом СССР и разрывом многих экономических связок, эта отрасль стала постепенно приходить в упадок. Поэтому начали думать, каким образом можем дать городу второе дыхание. Так как мы сами айтишники, решили сформировать в Караганде современный IT-кластер.

Для нас достичь показателя в 10 000 специалистов, которые будут работать в этой отрасли, является ключевой задачей на ближайшие 5 лет. Сейчас чуть менее 3000 человек работают в IT-сфере Карагандинской области. Сам регион немаленький: это Караганда и ближайшие города-спутники (менее 60 км в агломерации). Мы понимаем, что есть внутренний рынок, на котором можно развивать какие-то сервисы, чтобы людям было комфортно жить. Чтобы карагандинские специалисты могли работать над любым проектом в мире, не покидая родного города.

Идея пришла в голову, когда мы съездили в Кремниевую долину в 2013 году. Мы, как стартап WOOPPAY, выиграли возможность поездить, посмотреть, пообщаться. Это была своего рода акселерация в Штатах. Тогда мы увидели, чем живет IT-сообщество, как делаются митапы, как устроено комьюнити, почему люди ездят туда. Мы абсолютно трезво смотрим на ситуацию: безусловно, здесь никогда не будет Калифорнии, не будет океана и вечной весны. Но у нас есть развитая база университетов и довольно-таки большое количество IT-компаний. И мы можем улучшить то, что есть: сделать профессию айтишника действительно значимой и популярной среди молодежи.

Кто входит в вашу целевую аудиторию? Кто может участвовать в проекте?

Нам интересны абсолютно все проекты, которые могут масштабироваться. Это не только программисты, но и диджитал-специальности. У нас есть примеры: команда из 20 человек работает в Караганде, но занимается проектом в Москве. У них несколько сейлзов, и находятся они в столице России, а бэк-офис — в Караганде. Мы считаем, что это интересный кейс, и другие стартапы и компании могут предоставлять свои сервисы вне Казахстана. Мы фокусируемся на этом моменте, потому что рынок у нас ограниченный. Запуск проектов и проверка своих рыночных гипотез в Казахстане есть, но вне локального рынка денег значительно больше.

И еще больше будет плюсов, если это будут совершенно новые деньги. Допустим, ребята-фрилансеры удаленно работают на Москву и получают зарплату. Они тратят эти деньги в родном городе, вкладывают их в местную экономику. Если, условно, 10 человек зарабатывают по 1000 долларов в месяц, то, соответственно, 120 000 долларов в год приходит в экономику города. Карагандинцы смогут покупать квартиры, посещать кафе и рестораны. Это благоприятно повлияет на бизнес и создаст новый быт.

Это грандиозно, поэтому мы смотрим на приходящие средства. С учетом существующего курса это стало еще более актуально. Есть пример финтех-компании WOOPPAY, которая сейчас вышла на рынки Таджикистана и Узбекистана. Соответственно, люди, работающие в Караганде, предоставляют сервис в другие страны. Это международный опыт для всей команды и новые деньги с новых территорий.

В одном из интервью Вы упоминали, что компания работает также над развитием города. Что именно Вы для этого делаете?

Мы для себя поняли, что невозможно развивать кластер для креативного народа, если у тебя город не соответствует его требованиям. Поэтому решили параллельно развивать урбанистику. Сделали это все официально и создали Центр Урбанистики г. Караганды. Взаимодействуем с акимом города и акимом области. Начали с муралов и восстановления мозаик. Сейчас занимаемся вопросом улучшения велотрафика и разрабатываем 5-6 проектов, актуальных для зимнего периода.

Основная задача — чтобы город стал более комфортабельным и дружественным для самих жителей. Мы готовы здесь помогать и властям области, и конкретным департаментам акимата. И, конечно же, важнейший вопрос — создание профильного центра, который мог бы стать точкой притяжения IT и диджитал в городе. Сейчас мы работаем над созданием в центре города такого объекта, в котором можно будет обучаться, проводить мероприятия, организовать коворкинг. Тогда будет легко найти себе офис и единомышленников — людей, нацеленных на результат. В начале следующего года надеемся его запустить.

С какими компаниями сотрудничает «Терриконовая долина»?

В Караганде мы взаимодействуем с EPAM. Это глобальная компания, созданная в Беларуси и являющаяся основным партнером по разработке у Google. Работаем с компанией «Перспектива», которая внедряет проекты smart city, с компаниями, занимающимися аутсорсом.

Привлекаете ли инвестиции для своих проектов? Если да, то откуда?

Частных инвестиций мы не привлекали. Сейчас ведем переговоры с Министерством Цифровизации, акиматом области и Astana Hub-ом, чтобы сделать совместный инфраструктурный проект. Пока все делаем своими силами, за собственный бюджет. Мы понимаем, что в Караганде очень много умных ребят, которые любят свой город и готовы в нем жить и работать, при наличии соответствующих условий и площадок для их деятельности. А это возможность для новых крутых проектов.

От редакции: «Терриконовая долина» может изменить не только Караганду, но и послужить хорошим примером для других регионов Казахстана. Будем надеяться, что отечественное IT-сообщество продолжит развиваться, и однажды весь мир заговорит о нашей стране, как об отличном месте для создания IT-карьеры и продвижения стартапов.

В рамках проекта запущены каналы в социальных сетях и мессенджерах, которые помогут карагандинским специалистам узнавать о свежих вакансиях в IT и диджитал, а также быть в курсе новостей и мероприятий, проходящих в городе.