Тихое изобретение АКЖТ, о котором нужно громко говорить

Не люблю Instagram за атмосферу тотального самолюбования, но если бы не это адово порождение Систрома и Крейгера, точно бы пропустил замечательный аккаунт Алматинского колледжа железнодорожного транспорта.

Поводом для внимательного изучения работ колледжистов стала случайная встреча с Ерсином Тукановым на алматинском терренкуре. Я как раз добирался домой верхом на "етвове", без удовольствия поглядывая на дисплей с 30% заряда батареи. И вдруг на асфальтовом тупичке увидел странные многоколесные создания...

В сгущающихся сумерках молодые люди рассекали на быстрых маневренных конструкциях, в которых вроде как угадывались мотор-колеса гироскутеров, посаженные на самодельное шасси. Мало того, с парнями на равных ездил мужчина примерно моих лет.

Подошел к ребятам, представился, мол, пишу блоги. К моему удивлению, солидный мужчина, ездивший на трехколесной конструкции, оказался директором колледжа АКЖТ!

Ребята прервали испытания и охотно уделили несколько минут слегка опешившему редактору. Выяснилось, что колледжисты "выгуливают" свои учебные работы. Как и подобает "стендам", прототипы не прикрыты какой-либо обшивкой, поэтому удалось внимательно рассмотреть начинку.

Мои догадки оказались верными: в качестве двигателей молодые изобретатели использовали стандартные мотор-колеса. Такими изделиями с номинальной мощностью 50-250 Вт обычно оснащаются простейшие китайские двухколесные гироскутеры. Батарея на прототипах собрана из самсунговских банок, контроллер собственной разработки.

Но ладно, если бы этот четырехколесный франкенштейн оказался просто учебным поделием, который собрал и забыл. Оказывается, у колледжистов есть кое-какие планы на этот прототип. Ребята подумывают о создании подметально-уборочной машины на электрическом ходу.

Только не спешите иронично качать головой, мол, а что в этом такого? Свою будущую разработку они видят так: в комплекте с уборочной машиной будут идти небольшие роботы-пылесосы, которые способны самостоятельно отцепляться от матки, делать уборку на некотором удалении и вновь возвращаться на носитель!

Не давая опомниться, ребята открыли страничку колледжа в Instagram, чтобы показать еще несколько идей. Вот смотрите, казалось бы, что такого особенного в попытке скрестить электросамокат с инвалидной коляской?

Но если вдуматься, это ведь перспективная штука. Компактное рулевое колесо, совмещенное с движком и "баткой", может буквально перевернуть рынок инвалидных колясок. Превратив медлительных инвалидов и пенсионеров в почти полноценных мобильных пешеходов! А по стоимости такой моторизованный комплект будет точно дешевле, чем полноценное израильское кресло на электрическом ходу, закупаемое по каким-то диким ценам и достающееся 0,5% счастливчиков.

В общем, время было позднее, поэтому распрощался я с Ерсином и Алмазом Айдарбековичем, и двинул дальше, пообещав чиркнуть о них пару строк. А по дороге вспомнил о своем отрочестве, практически безвылазно проведенном в авиамодельном и радио- кружках.

Техническая база 80-х годов даже в теории не позволяла нам, советским подросткам, думать и мечтать о таких вещах, как мотор-колёса на неодимовых магнитах, интеллектуальные системы обратной связи, распознавание объектов на базе разветвленной нейронной сети и в облаке...

Поэтому удивительно видеть, как смело и свободно мыслят нынешние юные технари, избавленные от технологических ограничений, которые царили 30 лет назад! Завидую ли я им? Не то слово))