Третий не лишний: логистика доставки товара от интернет-магазина до клиента

Третий не лишний: логистика доставки товара от интернет-магазина до клиента

С чем это едят

Электронная коммерция в Казахстане набирает обороты на фоне растущей интернет-торговли. Чем выше темпы последней, тем больше будут востребованы услуги логистики, которые предполагают набор операций по сопровождению покупки: начиная от хранения товаров на складах; их последующей обработки; комплектации или упаковки заказов; получения оплаты от покупателей; доставки заказов и, наконец, работы с возвратом.

Услуги фулфилмента чаще всего отдаются на аутсорс специализированным центрам. Причем, каждая компания, работающая на данном поприще, может иметь разный набор услуг, но, по большому счету, они не сильно отличаются друг от друга. Фулфилмент на аутсорсе актуален, когда розничный продавец переходит на новый уровень продаж. Зачастую это наилучшая стратегия для удовлетворения  растущего спроса клиентов: отпадает необходимость содержать собственные склады, службу доставки, логистики и т.п. Расходы на запуск системы обработки и доставки заказов превращаются из капитальных в операционные, и потому существенно уменьшают бюджет запуска интернет-магазина любого масштаба.

Как это работает

Как любое направление,  фулфилмент имеет преимущества и недостатки. Начнем с первого, их больше. Итак, фулфилмент-центр принимает товар поэкземплярно. Количество не важно, каждый товар должен быть посчитан и промаркирован специальным штрих-кодом.

Следующий шаг — хранение. Для мелких товаров существуют отдельные зоны. Некоторые компании предусматривают места и для ценных товаров: более строгий контроль и ограниченный доступ сотрудников.

Фулфилмент-операторы работают не с любыми товарами. К примеру, они не будут хранить то, что закон запрещает реализовывать дистанционно: алкоголь, лекарства, сигареты. Есть множество компаний, которые специализируются только на одной категории товаров: мода, электроника. Иногда операторы не работают с крупногабаритными товарами, такими как мебель и техника.

Далее — доставка. Как правило, фулфилмент-операторы сотрудничают сразу с несколькими службами доставки. Клиентам предоставляется полная информация о посылке — местоположение, маршрут.

Возврат — головная боль для любого владельца интернет-магазина.  Как правило, многие фулфилмент-компании готовы самостоятельно заниматься этим вопросом. Данная тема особенно актуальна, когда речь идет об одежде и обуви.

Не менее важна упаковка, ведь от нее зависит целостность товара. Но она влияет на стоимость тарифа услуг.

Теперь о недостатках. По мнению экспертов, это: зависимость от фулфилмент-оператора;  информационные риски; наличие дополнительного звена в цепи поставки, которое ухудшает обработку рекламаций.

Набираем опыт

В Казахстане интерес к такому бизнесу, как фулфилмент-продукт, появился вскоре после того, как онлайн-торговля начала набирать обороты. По итогам 2019 года она превысила отметку в 700 миллиардов тенге. По данным специалистов онлайн-магазина  Lamoda, в 2000 году уровень проникновения интернета в Казахстане составлял всего 0,6%, в кризисном 2008 году — 15%. В 2019 году 82,5% казахстанцевпостоянные пользователи сети. Вместе с этими показателями растет и объем рынка интернет-торговли.

По данным портала ConsumerBarometer.com, в России самый популярный источник информации — это интернет.  Согласно опросу, 57%  респондентов сообщили, что используют его для покупок.  В Казахстане происходит аналогичный процесс и с похожими темпами. Так, по данным «Яндекс Wordstat», динамика запросов со словом «купить» в Казахстане растет аналогичными темпами. Согласно статистическим данным, наиболее популярные товарные категории в казахстанской интернет-торговле — электроника и одежда — 25 и 17% соответственно. На эти два сегмента приходится больше половины всех покупок в интернете. На последнем месте продукты питания и книги — 4 и 2% соответственно.

Растущий интерес к интернет-покупкам влияет на развитие логистики. Так, в сентябре 2018 года в столице презентовали первый фулфилмент-центр для предпринимателей. Удобства несомненные: владелец интернет-магазина может получить полный цикл услуг в одном месте.

В декабре того же года в Казахстане запустили общегосударственный фулфилмент-продукт.  Речь о таком монстре как «Казпочта», проектной мощностью 8 миллионов посылок в год. Его площадь более 3 тысяч квадратных метров. Ожидаемый экономический эффект от внедрения логистического проекта — 3,6 миллиарда тенге в год, сообщила в своем пресс-релизе пресс-служба компании. По мнению директор «KBT Group» Олжаса Нуралдинова, принимавшего участие в запуске нового продукта, бизнес передает свои товары данному фулфилмент-центру и может рассчитывать на полный спектр услуг.

«"Казпочту" выбрал не случайно. На рынке, пока, нет ей равного соперника в плане доставки. С ее помощью можно доставить товар в любой населенный пункт страны, даже отдаленный от районного центра. Никто другой подобной услуги не осуществляет», — поделился с bluescreen.kz предприниматель.

При этом он отметил, что такая же ситуация в российском бизнесе, правда, по его мнению, «Почта России» послабее казахстанской. Не работает подобная структура в Кыргызстане, а вот на Украине новая украинская почта трудится на «отлично».

Почитать и сравнить

Казахстанский рынок фулфилмента еще совсем молод. Тем не менее, если заглянуть в интернет, то компании, готовые доставить продукцию, на рынке имеются. Многие накопили собственную историю. Например, компания «Алем ТАТ» основана в марте 2002 года, начинала  с организации срочной доставки грузов и корреспонденции. Или казахстанская компания «ЗА fulfillment», которая позиционирует себя как  профессионального провайдера услуг для дистанционной торговли. ТОО «СДЭК Центральная Азия» на рынке с 2012 года, имеет свои офисы в Китае и Польше. К слову, головная российская компания на рынке с 2000 года. Компания PickPack Fulfillment на сегодня имеет пять офисов в Казахстане, работает с Бишкеком и Ташкентом. Свое место на казахстанском рынке прочно застолбила украинская компания ZAMMLER, открывшая в сентябре текущего года третий складской комплекс в  Нур-Султане. До этого в марте компания открыла складские комплексы в Алматы и Шымкенте. Все они позиционируют себя экспертами в электронной коммерции, логистике и сфере обработки заказов.

Так кого же выбрать? Делегирование логистических функций третьей стороне — распространенная мировая практика. Поэтому главная ошибка небольших интернет-магазинов — делать всё самим. Можно, конечно, привлечь курьерскую службу, но, если количество посылок не более 1,5 тысячи в месяц, они за вас не возьмутся. Следует искать фулфилмент-оператора. Как это сделать? Необходимо придерживаться ряда правил, которые выработаны практикой. Выбирая свой фулфилмент, опирайтесь на опыт компании, ее профессионализм, масштаб и надежность. А для того чтобы составить первое мнение, следует зайти на сайт компании. Профессионалы, заботящиеся о своем имидже, максимально прозрачны. Это значит, что на корпоративном сайте размещается вся информация о деятельности: возраст компании, количество филиалов, опыт работы с другими магазинами, условия работы с клиентами, полные контактные данные. Внимательно изучите регламент работы организации и типовой договор, обратите внимание на то, как компания определяет свою ответственность за принятый товар. Немаловажен и такой фактор, как оплата за объем хранения, а не единицы товара. Следует обратить внимание и на то, что пишут и говорят о компании другие участники рынка. Такую информацию лучше черпать не с официального сайта, а на различных тематических форумах в интернете.

Особенностей много, но изучив дотошно данный вопрос один раз, уже точно не ошибетесь с выбором.

Прогнозы и реальность

В феврале текущего года, в министерстве торговли и интеграции РК озвучили прогноз, что доходы логистических компаний от интернет-посылок вырастут до 1,27 триллиона тенге к 2025 году. В связи с этим в Казахстане должно увеличиться и количество фулфилмент-центров.

«В Казахстане имеются все инфраструктурные и процедурные возможности для перенаправления объемов интернет-посылок через территорию Казахстана. От общего объема перевозок в Европу логистические компании Казахстана к 2025 году смогут получить доходы от 132 миллиарда до 1,27 триллиона тенге», — отметили в министерстве.

Сегодня на местном рынке работает более 2 тысяч интернет-магазинов. И эта цифра будет расти, как и объем транзита через страну, которая находится между Европой и Китаем.

Министерство прогнозирует, что к 2025 году из Китая в Европу будет перевезено 4 миллиарда посылок за счет удобной инфраструктуры транспортного коридора «Западная Европа — Западный Китай». Для удобства бизнеса, занимающегося электронной торговлей, необходимо, чтобы все областные центры страны были обеспечены услугами фулфилмент-центров.

«Расширение сети фулфилмент-центров позволит увеличить объемы почтовых отправлений и довести их количество к 2025 году до 82,8 миллиона штук, чтобы обслуживать более 1 тысячи интернет-магазинов», — выдвинули предположение в министерстве.

Эти прогнозы были озвучены еще до массовой пандемии с ее новыми волнами. На этой волне интернет-торговля набирает обороты. Но тут немаловажно, как сильно пандемия ударит по платежеспособности пользователей интернет-магазинов.