Цифровое ЖКХ в вашем телефоне
e-Knot — это информационно-цифровая платформа, обеспечивающая весь цикл и все виды взаимодействий между органами управлений МЖД, собственниками имущества и жителями. Мы поговорили с Виталием Пустовойтенко, IT-архитектором проекта, и попросили его рассказать о сервисе подробнее.
Как вам пришла идея создать подобную платформу?
В далекие времена, когда онлайн-платежи были не так сильно распространены, друг попросил меня оплатить его квитанцию за коммунальные услуги. Именно тогда я обратил внимание, что тарифы за содержание дома (тарифы КСК) у нас были разные, сервис был примерно одинаковый и никого не устраивал. С того периода у меня появился ряд вопросов, на которые я не смог получить ответ:
— как формируется тариф на услуги КСК;
— куда уходят деньги;
— как собственниками принимаются решения.
Все больше и больше общаясь с другими собственниками, погружаясь в проблемы ЖКХ, мы увидели целый пласт нерешенных проблем. Например, собственник был недоволен качеством услуг, отсутствием обратной связи, он не понимал, почему платит такой тариф и на какие цели тратятся эти деньги.
В данном направлении мы работаем давно, с 2017 года, и ранее запускали проекты по цифровизации КСК.
В настоящее время идет реформа ЖКХ, меняется законодательство, изменились привычки и образ жизни из-за пандемии. Сейчас высокая потребность в цифровой платформе в ЖКХ, и поэтому мы активно внедряем e-knot.
Какие возможности доступны пользователям сейчас?
К настоящему моменту внедрены и активно используются четыре сервиса.
- Онлайн-собрания, что стало актуально в период пандемии. Собственники могут в комфортных условиях присутствовать на собрании, высказывать своё мнение в процессе принятия решений. Ведется видеофиксация процесса проведения собрания с сохранением записи.
- Онлайн-голосование — самый востребованный сервис, который позволяет собственнику вне зависимости от места его расположения проголосовать. С другой стороны, это облегчает работу органу управления со сбором опросных листов, скоростью принятия важных решений при участии большинства собственников.
- Стандартизированная и адаптивная облачная бухгалтерия, которая облегчает работу бухгалтера. Она прозрачна для жителей.
- Прием платежей в ОСИ (Объединении собственников имущества) онлайн, в том числе от владельцев нежилых помещений.
Справка: В настоящее время пользователи могут участвовать в онлайн-собраниях, в голосованиях и следить за всеми финансовыми операциями своего дома. Например, сейчас по законодательству ЖКХ опросы нужно собирать в течение месяца, наша же система упрощает этот процесс, делая ненужным живой обход квартир и заполнение опроса в письменном виде — все это можно проводить в приложении. Также через e-Knot можно оплачивать квитанции: услуга доступна не только владельцам квартир, но и тем, кто владеет нежилыми помещениями.
Приложение доступно в PlayMarket и AppStore.
Как собственники жилья узнают о вашем сервисе?
Мы ведем работу с председателями ОСИ, инициативными группами жильцов, рассылаем среди них ссылки на наше приложение, помимо этого используем и стандартные методы распространения информации — рекламу и листовки.
При регистрации нужно указать адрес вашего дома и указать свою роль: управляющая компания, собственник, доверенное лицо, житель или гость (этот режим рассчитан для тех, кто хочет приобрести квартиру в этом доме). Но, разумеется, для того чтобы проводить онлайн-собрания, нужно будет участие всех жильцов.
При вашей регистрации управляющая компания получает уведомление, даже если не зарегистрирована в приложении — приходит СМС со ссылкой на приложение.
Система доступна только в столице? Планируете продвигать свой продукт в регионы?
Мы начинали со столицы, но уже сейчас все сервисы доступны в любом городе Казахстана. С нашими партнерами мы провели более 200 онлайн-собраний инициативных групп по созданию ОСИ во многих регионах Казахстана.
Хранит ли система данные пользователей? Если да, то как они защищены?
Система хранит информацию, введенную пользователем. В системе предусмотрен ряд мер по защите данных, в том числе шифрование.
Это полностью отечественная разработка?e-Knot — это полностью казахстанское решение. После апробации нашего продукта на отечественном рынке в планах выйти на зарубежные рынки.
С какими компаниями или госслужбами сотрудничаете?
Мы тесно работаем с местными исполнительными органами (городскими акиматами, жилищными инспекторами), АО Казцентр ЖКХ, НПП Атамекен. Также являемся участником Ассоциации «Iqamal», которая объединяет экспертов в отрасли жилищно-коммунального хозяйства, что позволяет вырабатывать эффективные цифровые решения, направленные на развитие отрасли.
Существуют ли в Казахстане аналоги вашей системы?
Существует много решений, которые фрагментарно решают те или иные задачи. Мы подходим комплексно к цифровизации работы органов управления и их взаимодействию с собственниками. Также между собственниками мы формируем локальные сообщества, объединенные одной целью — поддержанием и улучшением состояния общедомового имущества, а также увеличением стоимости частной собственности. На текущий момент таких комплексных решений я еще не видел.
Как система монетизирована? С чего вы получаете доход?
Приложение бесплатное для всех жителей. Вы скачиваете его и получаете доступ к информации, позволяющей принимать взвешенные решения при голосовании, принимаете участие в собраниях и опросах, проводите платежи, отправляете заявки.
Монетизация происходит за счет продажи дополнительных сервисов субъектам ЖКХ: платформы для проведения онлайн-собраний посредством видеоконференцсвязи, сбора опросных листов и онлайн-голосования, платформы для бухгалтерского учета и других. Оплата происходит только при использовании данных сервисов.
Какие функции планируете добавить в будущем?
На стадии тестирования сейчас находится умный сервис по приему и обработке заявок от жителей, что позволит настроить хорошую обратную связь.
В скором времени будут реализованы сервисы «умного дома»: управление шлагбаумом, домофоном, дистанционное снятие и передача показаний приборов учета.
От редакции: e-Knot не только упрощает общение между жильцами и управляющими компаниями, но и позволяет сделать работу жилищных организаций более прозрачной для граждан. Это закрывает целый ряд проблем: во-первых, люди понимают, куда и зачем тратятся их деньги, а во-вторых, создается более продуктивная связь между всеми сторонами.