Цифровые отрасли бизнеса изучают женщины-предпринимательницы в Казахстане

Цифровые отрасли бизнеса изучают женщины-предпринимательницы в Казахстане

В столице обсудили перспективы развития женского предпринимательства.

4 ноября в столице Коалиция по развитию женского предпринимательства и гендерного равенства (объединяет более 30 представителей неправительственного сектора) при поддержке Национальной комиссии по делам женщин и семейно-демографической политике при Президенте РК провела конференцию "Женское предпринимательство — экономический ресурс страны" для обсуждения приоритетных вопросов и рекомендаций по развитию женского предпринимательства с государственными органами и бизнес-сообществом.

Азиза Шужеева, руководитель ОФ "Цифровая трансформация", президент Technowomen отметила то, что Казахстан достаточно динамично развивается в области цифровизации, применения технологий. Фонд совместно со школой электронной коммерции недавно провел обучение e-commerce для 1470 ремесленников, где разъяснили особенности по выходу на казахстанские и зарубежные маркетплейсы. И это одно из перспективных направлений доступных для развития бизнеса.

  • "Женщинам-предпринимателям не надо смотреть только на традиционные офлайн-бизнесы (сфера услуг, образование, здравоохранение, социальная сфера), а изучить и цифровые отрасли. У нас активно сейчас развивается финтех, medtech, edutech, это как раз те отрасли, где женщины могут хорошо реализоваться", — говорит Азиза.

Стоит отметить, что большой процент женщин в Казахстане занят в социальном предпринимательстве.

  • "В социальном предпринимательстве больше женщин, может быть потому, что это касается социальной сферы и женщины более тонко чувствуют эти проблемы или это их лично касается. Но это ведь не только вопросы, касающиеся людей с инвалидностью, как многие ошибочно полагают. На самом деле сюда входит большой круг вопросов, это могут быть проблемы экологии, образования и т.д. Я как человек, который занимается продвижением женского предпринимательства готова обучаться. Мы уже действительно никак не можем быть без цифровых технологий и оффлайн бизнес он должен переходить в онлайн", — говорит Ляззат Алшинова, директор ОФ "Замандас 21".

Между тем, в странах Центральной Азии есть общие проблемы, которые мешают развитию женского предпринимательства.

Так, в рамках региональной программы WAGE "Повестка женского предпринимательства в странах Центральной Азии" были определены несколько барьеров, среди гендерных барьеров отмечалось сильное влияние патриархального общества в некоторых регионах Казахстана, где женщины сильно привязаны к семье и быту и начинают бизнес в более позднем возрасте, так как годами не могут заручиться поддержкой семьи.

Также женщины сталкиваются с экономическим и психологическим насилием в семьях, где ограничиваются их права в распоряжении семейным бюджетом и имуществом, в развитии собственного бизнеса и права работать. Женщины испытывают недостаточную поддержку со стороны семьи, сложности при совмещении декретного отпуска и бизнеса, двойную нагрузку в связи с ведением домашнего быта и воспитанием детей, существует и нагрузка в связи с воспитанием и содержанием детей в неполных семьях (дети после развода родителей, как правило, остаются с матерями.

  • "Отсутствие единой онлайн бизнес-платформы, на которой может быть отражена вся информация о государственных программах поддержки бизнеса, затрудненный доступ к финансовым ресурсам, отсутствие качественного бизнес-обучения, применимого на практике в Казахстане, гендерные барьеры и многое другое являются препятствием для полноценного участия женщин в предпринимательской деятельности", — отмечает Зарина Бекболат, представитель Центра международного частного предпринимательства в Казахстане (CIPE).

Существуют и барьеры в представительстве женщин в управлении разного уровня и на руководящих позициях в компаниях.

Коалиция объединила свои усилия для снижения вышеперечисленных барьеров и достижения целей в развитии предпринимательской деятельности женщин Казахстана.