Цифровые предприятия в Казахстане и мире

Цифровые предприятия в Казахстане и мире

Что такое цифровое предприятие и как им стать? Можно ли зарабатывать на данных, которые собирает предприятие, и почему собирать их важно, и самое главное — насколько успешно проходит цифровая трансформация в Казахстане, рассказывает генеральный директор "DIS Group KZ" Канат Абиров.

 Канат Абиров — генеральный директор DIS Group KZ

Что такое цифровое предприятие и чем оно отличается от IT-компании?

IT-компания разрабатывает и поставляет программное обеспечение, тогда как понятие цифрового предприятия гораздо шире. Цифровым предприятием может быть и банк, и сотовый оператор, и даже нефтегазовая компания. Главное, чтобы в своей деятельности они опирались на накопленные массивы данных, используя их для развития бизнеса. Данные таким образом превращаются в главный актив компании и основной источник получения прибыли, а компания — в "умное" цифровое предприятие (Intelligent Data Enterprise).

3 способа заработать на данных

  • Внутренняя монетизация — основной путь, который приносит компаниям до 80% всей прибыли, получаемой от работы с данными. Его суть — повышение эффективности и ускорение процессов компании, например, коммуникаций с клиентом и принятия решений. Лидером в этом направлении остаётся банковский сектор. Крупнейшие банки Казахстана анализируют данные клиентов, чтобы понять, какие услуги интересуют каждого из них, и начать предлагать именно эти услуги по комфортным для клиента каналам связи. Персонифицированное предложение ведёт к росту числа транзакций, а это, в свою очередь, увеличивает операционную прибыль самого банка.
  • B2G-монетизация, основанная на комплаенсе, позволяет компаниям избежать многомиллионных штрафов за нарушения регуляторных требований. Так, нефтегазовая компания собрала данные о продажах топлива более чем с 40 000 заправочных станций и на их основе сумела внедрить гибкую систему ценообразования. Это позволило ей выполнить постановление правительства об обязательном внедрении новой схемы предоставления субсидий на покупку топлива.
  • Внешняя монетизация данных строится на превращении отраслевых компаний в экосистемы, поддерживающие различные направления развития. Наглядным примером служат банки, которые на основе накопленных данных создают онлайн-маркетплейсы или начинают оказывать услуги в сфере телекоммуникации. По такому пути развития бизнеса движется большинство крупных банков России и Казахстана.

Intelligent Data Enterprise: как стать цифровым предприятием?

Чтобы стать цифровым предприятием, компании предстоит решить следующие ключевые задачи:

  • Реализовать у себя процесс Data Governance — управления данными. Это означает, что компания непрерывно ищет новые данные и накапливает их, но не хаотично, а в виде структурированного каталога. Необходимо также поддерживать высокий уровень качества данных: они должны быть достоверными, без лакун и дубликатов. Такими данными легко пользоваться для выявления и развития сильных сторон бизнеса. Выдвинув бизнес-гипотезу, компания быстро находит нужные данные и строит на их основании предиктивную модель, которая показывает, будет гипотеза работать или нет.
  • Назначить ответственного за данные. Когда данные компании становятся основой бизнес-стратегии, управление ими превращается в полноценную корпоративную функцию. Её реализацией занимается директор по данным — Chief Data Officer (CDO). В его задачи может входить управление корпоративными данными, унификация бизнес-процессов, внедрение инноваций и автоматизация операционной деятельности компании. CDO фактически отвечает за весь процесс цифровой трансформации в части работы с данными.
  • Выбрать и внедрить решения по интеграции данных, поддержке их качества и управлению данными. Компании с высоким уровнем цифровой зрелости обычно останавливаются на мощных промышленных платформах, которые позволяют строить на основе данных прогностические модели и бизнес-гипотезы. Рейтинги таких решений регулярно публикуют независимые агентства, такие как Gartner.

Перспективы развития Intelligent Data Enterprise в Казахстане

Казахстан — один из лидеров среди стран ЕАЭС по темпам цифровой трансформации. В немалой степени этому способствует политика государства, обозначившего переход к цифровой экономике в качестве одной из приоритетных целей. Одним из ключевых пунктов стратегии "Цифровой Казахстан" является создание цифровой экосистемы. Он включает в себя создание условий для развития технологического предпринимательства и активное внедрение инноваций. В таких условиях данные неизбежно превращаются в ключевой актив бизнеса, а сами компании — в цифровые предприятия. По темпам цифровой трансформации лидируют банковский сектор и телекоммуникационная отрасль.

В перспективе ближайших нескольких лет можно ожидать дальнейшее ускорение цифровой трансформации и выход казахстанских компаний на новый уровень развития бизнеса — формирование цифровых экосистем.