В 2024 году каждый второй пользователь в Казахстане столкнулся с телефонным мошенничеством
По данным* приложения Kaspersky Who Calls, доля пользователей в Казахстане, получавших спам-звонки, в январе–ноябре 2024 года составила 72,4%. При этом более половины (52,1%) — столкнулись с мошенниками.
Согласно отзывам**, в этом году стали распространены схемы, в которых мошенники просят назвать код из СМС под разными предлогами. Например, представляются сотрудниками Казпочты и сообщают о доставке заказного письма или звонят из Алматы Су якобы по поводу поверки счётчиков. Злоумышленники также могут выдавать себя за сотрудников телеком-операторов и просить код, чтобы продлить действие номера телефона. Код из СМС можно использовать для того, чтобы войти в аккаунты пользователей в разных приложениях, похитить их личные данные и деньги.
Мошенники продолжают использовать и уже хорошо проверенные схемы. Например, представляются сотрудниками банка и сообщают о подозрительной активности, а потом предлагают перевести деньги на «безопасный счёт», чтобы в итоге похитить деньги. Другая популярная схема — звонки якобы из правоохранительных органов. Злоумышленники убеждают человека посодействовать следствию или решить другую проблему, чтобы в ходе разговора выманить его личную информацию или данные банковской карты.
Не теряет актуальности схема с розыгрышем призов. Пользователю сообщают, что ему достался автомобиль или другая ценная вещь, а потом перенаправляют на фишинговый сайт, где нужно ввести свои данные, которые в итоге оказываются в руках злоумышленников. Мошенники при этом могут попросить оплатить комиссию при оформлении приза.
Чтобы защититься от телефонного мошенничества, эксперты «Лаборатории Касперского» рекомендуют:
· не сообщать никому по телефону конфиденциальную информацию, в том числе логины и пароли от учётных записей, коды из СМС и push-уведомлений, данные банковской карты, пин-коды;
· не переходить по подозрительным ссылкам из сообщений в мессенджерах, СМС и электронной почты;
· использовать надёжное решение для защиты от нежелательных звонков, такое как Kaspersky Who Calls. Во время звонка пользователь видит, откуда ему звонят: например, из сервиса такси или доставки еды. Приложение также предупреждает о возможном спаме, мошенничестве и навязчивой рекламе — такие звонки можно блокировать автоматически. человек может сам вносить в базу нежелательные номера. Также в Kaspersky Who Calls может автоматически блокировать все звонки от пользователей не из списка контактов — это особенно актуально для пожилых людей и детей.
* Данные получены с помощью анонимизированной статистики приложения Kaspersky Who Calls за январь–ноябрь 2024 года.
** Данные получены с помощью анонимизированных отзывов (жалоб) среди пользователей, которые самостоятельно добавляли подозрительные номера в базу данных приложения Kaspersky Who Calls в январе–ноябре 2024 года.