В Казахстане предлагают закрепить статус таксистов и ввести страхование поездок

Депутат мажилиса Елнур Бейсенбаев заявил, что рынок такси в Казахстане остается слабо урегулированным, несмотря на то что в отрасли заняты более 500 тыс. человек, а количество поездок превышает 150 млн в год.

По его словам, агрегаторы не предоставляют точных данных о водителях, а действующее законодательство опирается на устаревшие понятия, которые не отражают специфику платформенных сервисов. В результате вопросы ответственности, безопасности, страхования и защиты прав пассажиров и водителей фактически остаются вне правового поля.

Депутат отметил отсутствие четкого определения статуса водителя такси и разграничения обязанностей между водителем, таксопарком и агрегатором. Он также указал, что требования о медосмотрах носят формальный характер, поездки не страхуются, а проверка водительских прав, техосмотра и документов автомобилей проводится недостаточно.

Среди других проблем Бейсенбаев назвал отсутствие прозрачности тарифов у отдельных сервисов, ограниченные способы безналичной оплаты, а также недостаточный контроль скорости и маршрутов движения. По его словам, в некоторых приложениях отсутствуют функции экстренного вызова и круглосуточной поддержки пассажиров.

Что предлагает мажилисмен:

— Разграничить функции информационно-диспетчерской службы и цифровых сервисов для исключения дублирования.

— Ввести определение «водитель такси», закрепив их статус, права и обязанности. Обязать таксистов лично выполнять заказ без передачи третьим лицам, а также соблюдать минимальные санитарные требования.

— Проводить обязательное регулярное медицинское обследование взамен формальных ежедневных осмотров. Автоматизировать медицинский контроль через интеграцию с информационными системами Минздрава.

— Обязать агрегаторов обеспечивать страхование жизни и здоровья пассажиров и водителей на каждую поездку.

— Информировать пассажиров о реальной стоимости поездки, осуществлять контроль скорости, движения, отклонения от маршрута, проверять соответствие данных водителя и автомобиля через государственные базы данных.