В Казахстане усилят защиту прав потребителей маркетплейсов

Практически в пять раз увеличилось число жалоб казахстанцев на онлайн-магазины.

Совещание по вопросам электронной торговли прошло по инициативе Минторговли. В нем приняли участие представители маркетплейсов Wildberries и Kaspi-магазина, общественных объединений и руководители территориальных департаментов торговли и защиты прав потребителей Минторговли.

На сегодня в Казахстане наблюдают рост на 411% жалоб потребителей в сфере электронной торговли. Если в 2022 году за 6 месяцев поступило 937 обращений, то за аналогичный период 2023 года эти цифры составили 4795 обращений.

Так, с целью усиления защиты прав потребителей разработаны законопроекты, которыми предлагаются:

— приравнять интернет-ресурсы, используемые в целях реализации товаров к "торговым объектам";

— дополняются основные принципы защиты прав потребителей по обязательному обеспечению защиты персональных данных о потребителях;

— наделить владельцев электронных торговых площадок заключать с предпринимателями договора, включающие положения по соблюдению требований о защите прав потребителей.

В свою очередь, представители Kaspi-магазина и Ассоциации "Digital Kazakhstan" высказались о заинтересованности защиты прав потребителей их компаниями, и о положительном явлении онлайн-торговли на экономику страны.

Представитель Wildberries также выразил заинтересованность в работе в данном направлении, отметил, что на сегодняшний день тесно взаимодействует с Комитетом и территориальными департаментами.

Представительница Министерства цифрового развития РК отметила главные аспекты защиты персональных данных, в том числе при совершении торговых операций и проинформировала о законодательных инициативах по усилению ответственности за нарушение требований по защите персональных данных.

Руководители департаментов торговли и защиты прав потребителей по городу Алматы и Павлодарской области отметили, что необходимо проработать вопрос размещения юридических адресов предпринимателей, реализующие свою деятельность на электронных торговых площадках.