В казахстанских банках было зафиксировано более 130 кибератак

В последние годы, в особенности в период пандемии, произошел рост электронной коммерции и увеличение количества безналичных платежей. По отчету Ranking.kz, к октябрю 2020 года в обращении находятся 44,3 млн платёжных карт — сразу на 45% больше, чем в аналогичном периоде 2019 года (30,6 млн платёжных карт). Подобный рост — максимальный за последние годы. Наиболее распространены дебетовые карточки, их доля составляет 76,5%, доля кредитных карт — 20,0%.

Число держателей платёжных карточек увеличилось за год на 36,7%, до 37,2 млн пользователей. Казахстанцы сейчас предпочитают проводить оплату картой. Это связано с безопасностью оплаты безналичным способом и с налаженной инфраструктурой торговых POS-терминалов, а также стимулированием банками клиентов через бонусы и кешбэки. Объём безналичных платежей за январь–сентябрь текущего года составил 22,3 трлн тг, увеличившись в 2,7 раза за год. Основная доля безналичных операций в Казахстане совершена посредством интернет- и мобильного банкинга: 81%.

Спросом на безналичные платежи стали пользоваться мошенники, в связи с чем начался значительный рост числа кибератак и инцидентов интернет-мошенничества. За девять месяцев текущего года было зафиксировано 8,3 тыс. случаев интернет-мошенничества — на 52,8% больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. За последние три года частота таких преступлений увеличилась в два раза.

Кроме того, наблюдается рост в сфере наиболее опасных видов кибератак. Самый распространенный вид киберпреступлений — фишинг. С помощью него похищают аккаунты и банковскую информацию. По итогам десяти месяцев 2020 года в РК было выявлено 1090 фишинговых атак, в аналогичном периоде прошлого года — 832 атаки. При этом, за соответствующий период 2018 года было зафиксировано всего 150 атак, 2017-го — 99 атак, 2016-го — 116 атак.

Росту количества инцидентов в сфере информационной безопасности способствовала и ситуация с пандемией COVID-19. Так, если в течение 2019 года было зарегистрировано около 50 сообщений казахстанских банков второго уровня о произошедших киберинцидентах, то в 2020-м — уже 134.


В текущем году международные аудиторы в очередной раз подтвердили надёжность и безопасность информационных систем «Народного Банка». Аудиторы компании Deiteriy установили соответствие Halyk Bank международным требованиям информационной безопасности. В ходе сертификации проведён большой объём работ: установлено соответствие банка требованиям стандарта для более чем 500 компонентов. Начиная с 2011 года, в связи со статусом эквайера международных платёжных систем, Halyk Bank ежегодно подтверждает соответствие требованиям международного стандарта безопасности индустрии платёжных карт.

В целом из-за роста числа кибератак на банки второго уровня и на потребителей финансовых услуг c 1 января 2021 года банкам Казахстана нужно будет на обязательной основе создать специальные службы реагирования на киберинциденты. Такие требования установило Агентство по регулированию и развитию финансового рынка РК. Это новые требования, которые к банкам ранее не применялись. Ведение этих норм на законодательном уровне позволит эффективнее защищать финансовые данные казахстанцев и будет способствовать снижению числа киберпреступлений.