Влияние искусственного интеллекта на рынок труда
Развенчаем страхи, которые человечество испытывает в период изменений и появления ИИ.
Можно отметить все чаще появляющиеся лозунги о том, что ИИ в скором будущем заменит сотни профессий и оставит без работы сотни тысяч людей. Пугающие заголовки в прессе, обсуждение умирающих и новых профессий, паника родителей абитуриентов при выборе специализации при поступлении в учебные заведения. Но эта паника не является обоснованной и можно легко развенчать страхи, которые человечество испытывает в период изменений и появления ИИ.
Прежде всего, нужно понимать, что ИИ — тонкий механизм, который нужно правильно обучить, чтобы выдавал что нужно. Если при постановке задачи человеку, можно попросить выполнить ту или иную задачу, скорректировать в процессе, наделить ответственностью, то нужно понимать, что ИИ не умеет корректировать. Работа ИИ не подразумевает ответственности за результат. От ИИ невозможно требовать, чтобы он правильно работал, корректировал свои действия по ходу выполнения задачи. Мы только в самом начале этого процесса. И будет ли проще научить ИИ или развивать профессиональные компетенции сотрудников — пока не очевидный вопрос. И куда вырулит эволюция непонятно никому.
Разработчики ИИ признаются в том, что при понимании, как работают алгоритмы ИИ нет ясности работы самого механизма. По сути ИИ является черным ящиком, природа которого до конца не изучена.
На данный момент развития ИИ применим лишь в тех отраслях, где действует псевдочеловеческая логика, где существует четкая категоризация без оценочного суждения, критического мышления, личной ответственности. Один из примеров — на дорогах не встретить сотрудников ГИБДД, замеряющих скорость автомобилей и выписывающих штрафы за превышение скоростного режима. Вместо этого повсеместно камеры и автоматическое оформление штрафа. Означает ли это, что сотни тысяч сотрудников ГИБДД остались без работы? Скорей изменился их функционал, профессиональные требования, появились новые задачи. При этом наверняка возрос штат аналитиков и пользователей данных, полученных и обработанных с помощью ИИ. То есть соотношение рабочих мест и соискателей на рынке труда не изменилось.
Можно говорить о том, что кассы самообслуживания заменили кассиров в метрополитене или супермаркетах, вместо сотрудника контакт-центра может позвонить или принять звонок робот. Но вместе с тем растет ценность человеческого общения — популярность набирают поддерживающие профессии. Ценным становятся персональные занятия с преподавателем, а не решение упражнений на тренажере. Появляются профессии персональных наставников — менторов, чья востребованность растет и для бизнесменов, и для домохозяек. Кто-то ищет треккера для своего бизнеса, а кто-то нутрициолога для выстраивания режима питания. И в первом, и во втором примере именно человеческое общение, мотивация на достижение не может быть заменена алгоритмами работы ИИ. А для руководителей ключевыми компетенциями являются критическое мышление, лидерская харизма, способность вдохновлять команду. Ну, и творческий гений журналиста, писателя не заменить алгоритмами написания текстов.
На что влияет ИИ точно, так это на техническую грамотность, необходимость иметь аналитические способности, высокую скорость адаптации у пользователей. Стоит четко видеть возможности развития в своей профессии, осваивать новые и смежные навыки, получать новые знания, конкурируя прежде всего не с грядущей автоматизаций, а с самим собой, не застревая на текущем уровне экспертизы. Например, для HR новыми навыками в профессии являются: маркетинг — умение выбирать целевую аудиторию кандидатов, каналы коммуникации с ними. Важны финансовые знания — ключевые бизнес-показатели, расчет и анализ HR-метрик (стоимость найма, возврат на инвестиции в персонал). Важна техническая грамотность — использование баз данных для обработки и хранения резюме.