Военные беспилотники Made in Kazakhstan. Интервью с разработчиком

С Таиром Балбаевым мы связались сразу же, как узнали о том, что он занимается разработкой разведывательных беспилотных аппаратов для Министерства обороны РК

Согласитесь, не каждый день можно прочесть в новостях о том, как военные сотрудничают с отечественными предпринимателями.

Давно занимаетесь конструированием беспилотников?

Принципами создания беспилотных летательных аппаратов я заинтересовался еще в 2015 году. Изучал особенности конструкции, компоненты. А в 2016 году приступил к созданию самолета с небольшим радиусом действия. В качестве автопилота была использована платформа Pixhawk.

Но потом временно оставил эту тему, хотя никогда не терял её из виду. Вернулся к ней в начале 2017-го. К этому времени мы значительно продвинулись в строительстве завода Kaztechinnovations, в проекте которого еще в 2016 году я заложил цех по работе с композитными материалами.

Какие задачи будет выполнять ваш аппарат?

Мы создаем беспилотник, который будет использоваться в разведывательных целях. Я имею в виду трансляцию потокового видео, фотосъемку и целеуказание.

Расскажите, как удалось получить грант от Министерства обороны?

Нам удалось заинтересовать военных экспертов своим проектом беспилотника, когда при МОАП (Министерство оборонной и аэрокосмической промышленности) создавалась секция БПЛА. Как и ряд других казахстанских компаний, мы участвовали в испытании дронов на военном полигоне, там о нас и узнали. И когда министерство приступило к поискам партнера для разработки разведывательного дрона, нас тоже пригласили. И мы победили, хотя среди конкурентов числился даже Институт космической техники и технологий.

Это будет полностью ваша разработка или есть уже некий задел?

Мы разрабатываем все с нуля. Изучаем аэродинамику, читаем специализированную литературу. Прошлый век дал человечеству много знаний в области авиации.

Чужие разработки принципиально не копируем. Но от изучения не отказываемся. Даже приобретаем существующие модели и смотрим, какие инженерные решения за ними стоят, как ведет себя техника в реальных условиях. Например, на испытаниях беспилотников, которые проводили военные, хуже всего проявили себя конструкции «летающее крыло». Степной порывистый ветер оказался для многих изделий роковым.

С учетом этого, я выбрал более устойчивую классическую схему планера. В конструкцию изначально были заложены принципы модульности и высокой ремонтопригодности в полевых условиях. Также хотелось, чтобы самолет был прочным и выдерживал грубое обращение, чтобы можно было бы наступить ногой и не повредить его. Общий вес конструкции, по нашим расчетам, должен был быть в пределах 8-9 кг при размахе крыла в 2 метра. В итоге, получили аэродинамическое качество 17, это довольно много.

Ваши дроны предназначен только для военных целей?

Наше предприятие производит электронику, металлоизделия, изделия из композитов, как говорил ранее. При заводе есть конструкторское бюро, которое объединяет специалистов самых разных профилей. Существует много разработок, которым можно найти хорошее применение. Например, на схожих принципах беспилотного аппарата мы строим робота для охраны периметра. Кое-какие мысли имеются о таком аппарате, как “аграрный бот”.

Программное обеспечение для дронов тоже произведено в Казахстане?

Да, контроллер и программное обеспечение являются неотъемлемой частью дрона как и планер. Мы не используем сторонние наработки, весь код пишется с нуля.

Как на счет облика беспилотника, на него можно взглянуть?

Грант был получен недавно, так что пока нет. Мы уже начали отрабатывать техническое задание с военными на разработку. По гранту нам выделен один год, так что наша конструкция начнет проходить испытания в начале следующего года.

Существует определенный скепсис по отношению к отечественным разработкам. Вам есть сказать по этому поводу?

У меня есть четкое правило, с которым я знакомлю каждого нового члена нашей команды: мы не выдаем чужое за свое. Мы не копируем, а стремимся создать собственный продукт.

Учитывая специфику БПЛА военного назначения, все компоненты должны разрабатываться в Казахстане. Это единственно возможный путь для получения экспертизы и опыта.

Не так давно вы разрабатывали свой спорткар. Сейчас вы отказались от этой идеи?

Нет, не отказались. Честно говоря, мы столкнулись с определенными проблемами — как только спорткар начинал движение, электроника выходила из строя. Пока я занимался заводом и проектами компании, было не до разбирательств. Позднее выяснилось, что причина всех проблем - замаскированный брак батареи. Производители подтвердили, что проблема реально существовала на момент приобретения детали.

То есть нам стоит ждать от вас в будущем каких-то анонсов по этой теме?

Да, конечно. Помимо спорткара, у нас готовится и городской электрокар. Скоро тоже его покажем.