Возможности для казахстанского производства в e-commerce: тренды до 2025 года
Турбулентность на рынках и в мировой экономике сохраняется. Все по-прежнему непредсказуемо, но именно в таких условиях бизнесу особенно важно видеть "место для шага вперед" — вектор развития, за который можно ухватиться, как за спасательный круг, чтобы двигаться дальше. Любопытные перспективы здесь открывает рынок e-commerce, который в Казахстане развивается стремительными темпами. Отдельные аналитики предсказывали, что к 2025 году рынок электронной коммерции в нашей стране вырастет до 3,5 трлн тенге.
На этом фоне стоит присмотреться к некоторым возможностям, пока еще не очевидным для всех, но прогнозируемым вошедшими в рейтинг "50 крупнейших интернет-компаний Казахстана" по версии журнала "Forbes Kazakhstan" игроками рынка электронной коммерции.
Основатель Office Expert Кайрат Десупов поделился несколькими тенденциями и отметил, что маркетплейсы и крупные продавцы в Сети могут стать не просто торговыми площадками, но и пространством для новых коллабораций и перспективного партнерства в плане продвижения именно казахстанских производителей.
Успешные кейсы уже есть. В условиях, когда многие товары исчезли с рынка из-за нарушения привычных логистических цепочек, возник дефицит, и выросла цена, наши производители, правда не всех категорий товаров, к сожалению, могут занять освободившуюся нишу.
"Так, в прошлом году мы наблюдали злокачественный рост цен на офисную бумагу. К счастью, сейчас ее стоимость значительно снизилась. Однако общий рост цен на многие группы товаров составил не менее 50%. И если налаживать производство бумаги и канцтоваров в Казахстане слишком сложно и нерентабельно, то прочие группы товаров, а их в интернет-магазине OE.kz девять категорий, можно вполне так, чтобы в перспективе заменить часть процукции для МСБ отечественными. Эта мера, в свою очередь, позволит сохранять инфляционные ожидания и придерживаться справедливой цены для конечного потребителя из малого и среднего бизнеса", — отмечает эксперт.
Об объеме казахстанского производства в сфере хозтоваров
"Товары, которые мы приобретаем (именно офисного назначения) в Казахстане, — это то, что мы покупаем у местных производителей, еще и маркируем "сделано в Казахстане", составляет не более 30%. Все остальное — от 70 до 75% — приходится привозить. У нас есть кейсы, где отечественный производитель с нами преуспел, когда разместил свои товары на нашей торговой площадке. Так происходит потому, что e-Сomm-сервисы зачастую проводят фактически измеримые маркетинговые акции, осуществляют более эффективное продвижение брендов на основе работы алгоритмов и данных. "Поэтому, я думаю, у наших производителей по категориям "хозтовары" и, к примеру, "мебель" есть все шансы поднимать производство полного цикла на территории Казахстана", — говорит Кайрат Десупов.
Эксперт отмечает, что будущее уже здесь — за теми участниками рынка, которые сосредоточатся на эволюционном развитии: улучшении сервиса, формировании экосистем внутри своих платформ, создании новых возможностей как для покупателей, так и для производителей/поставщиков, сотрудничестве в направлении банковских продуктов и услуг для МСБ.
Однако, как бы Казахстан ни хотел появления большого количества новых крупных игроков на нашем рынке e-commerce с целью развития здовой конкуренции, ожидать этого пока нельзя. Поэтому в ближайшие несколько лет большей частью уже существующие компании и сервисы, в том числе локальные, будут лишь укреплять свои позиции.
Хочет ли клиент "голосовать кошельком" за наших производителей
"Это, в любом случае, будет дешевле. Например, стулья и некоторые виды офисной мебели — это габаритный товар. Его невозможно доставлять вагонами, он ломается. Поэтому его везут машинами, а это сейчас достаточно дорого, как и фрахт. Поэтому определенные виды мебели, как стулья и офисные кресла, мыломойку, хозяйственные тряпочки, которые мы продаем в огромных количествах, а также продукты питания — можно и нужно производить в Казахстане. Это не требует сложных технологий или уникального оборудования. А нам, возможно, удастся хоть немного сдерживать инфляцию по этим группам товаров. В любом случае, это не будет явный рост цен на 50% как мы наблюдали в последнее время. То есть, сбалансировать рост цен можно таким образом. Несмотря на то, что канцтовары значительно выросли в цене, их доля в общем объеме продаж у нас незначительна — 22%. А хозтовары в структуре продаж имеют такую же долю. Поэтому, я считаю, если будет больше казахстанского производства, это повлияет и на общую экономику потребления офисов, и будет дешевле и доступнее" , — говорит Кайрат Десупов.
Если обратить внимание, какие категории товаров представлены в магазине Office Expert, а интернет-магазином пользуется порядка 35 тысяч юридических лиц в Казахстане и более тысячи в Кыргызстане, какова доля каждой категории в общей структуре продаж, можно судить, какие направления будут перспективными для казахстанских производителей.
"У нас 9 товарных категорий: бумага и бумажные изделия — около 40% в общей структуре продаж. Канцтовары — 22 %, хозтовары — 20%, офисная кухня (различные перекусы, небольшой перечень фруктов) — 12-15% в зависимости от времени года, различные чаи, кофе. Мебель — пока это незначительная доля — около 5-6%, в т.ч. сейфы. Офисная техника очень хорошо растет, но это, в основном, периферийные устройства (флешки, мышки), их офисы потребляют в значительных количествах — тоже где-то 12%. Вот основные группы товаров. Всего у нас около 12 тыс наименований, средний чек около 40 тыс тг без НДС, средний вес покупки около 25 кг. Из 35 тыс юрлиц по всей территории страны, где-то 75% — в Алматы, а все остальные разбросаны по другим городам. Основная аудитория — МСБ. И сейчас к нам ввиду мобильности, скорости и удобства всё больше начали приходить крупные корпоративные клиенты", — рассказывает эксперт.
Заметно, что наибольшее количество потребителей сосредоточено в крупных городах страны. Это не значит, что спрос в регионах меньше. Одна из главных причин, которые тормозят развитие электронной коммерции в Казахстане — отсутствие достаточного количества складов, логистических хабов на территории страны, а также быстрая и недорогая междугородняя доставка. По словам Кайрата Десупова, доставка канцтоваров, например, в Павлодар со склада компании в Астане занимает минимум три дня.
О том, как важно Казахстану развивать транспортно-логистический сектор, говорилось еще на заре независимости. Однако, если в нулевых это было весьма затруднительно — отсутствие инфраструктуры, спроса и значительных объемов потребления, положительного пользовательского опыта — то сейчас появились все предпосылки для настоящего рывка. Важно, что есть успешный пользовательский опыт — люди перестали бояться покупок в Интернет, а категории товаров, приобретенных в Сети, постоянно расширяются. Примечательно, что в прошлом году наиболее стремительно росли электронные продажи в таких категориях, как мебель, товары для дома и дачи. Покупатели здесь — преимущественно частные лица. Но и бизнес все активнее использует онлайн-сервисы для покупки аналогичных товаров. Наверняка этот тренд будет набирать обороты и в будущем году. А это значит, что местные предприниматели могут ориентироваться как на производство продуктов для МСБ (упомянутых выше продуктов питания, хозтоваров, офисных стульев), так и освоение сектора междугородних перевозок. Очевидно, что компании, готовые направить усилия в эту сферу, в ближайшие годы могут весьма преуспеть и занять прочные позиции на рынке.