Возможности и недостатки алматинского проката Ozim Scooters

Заместитель акима города Алматы у себя на странице в Facebook рассказал о предстоящем в этом году прокате электросамокатов Ozim Scooters, а также привел список пересечений улиц, где собираются установить станции электросамокатов.

Все 35 станции были занесены мною на Google карту, и при помощи сервисов Google Script и Directions API был выполнен расчет кратчайших маршрутов между всеми станциями.

Влияние пробок на выбор маршрута было исключено, так как пробки не затрагивают движение электросамокатов.

Стал ясен близкий к реальному километраж между станциями. Всего было получено 595 возможных маршрутов. Самые отдаленные друг от друга станции — 8 км (самая красная дистанция).

Самые близкие станции — 425 м (самая зеленая дистанция). Среднее расстояние между станциями — 3,5 км. Количество возможных маршрутов до 3,5 км составляет около 53%.

Алматы - город не плоский, средний уклон рельефа внутри Малого транспортного кольца составляет около 2 градусов.

Поэтому ехать вниз, вверх или по горизонтали — это разные скорости. Следовательно, время и цена проезда одного и того же маршрута тоже будут отличаться.

Электросамокат, который предлагают Ozim Scooters, выглядит как гибрид Ninebot и Xiaomi M365. Думаю, у этого электросамоката стоит электромотор с номинальной мощностью 250 Вт, как и у всех Xiaomi M365, на которых ездит большинство алматинцев.

С учетом среднего веса человека, можно выделить 3 скорости для этого типа электросамоката:

- 15 км/ч, когда едешь вверх,

- 20 км/ч, когда едешь по горизонтали,

- 25 км/ч, когда едешь вниз.

Если две станции расположены друг от друга на расстоянии 3,5 км, разделив расстояние на скорость, получим время, необходимое для поездки.

3,5 км ÷ 15 км/ч = 0,233 часа, это около 14 минут.

20 км/ч - 10,5 минут,

25 км/ч - 8,4 минуты.

Во время аренды электросамоката есть потери времени на его проверку, на ожидание сигнала светофора, на парковку и прочее. К каждому значению времени можно прибавить по 2 минуты:

15 км/ч - 14 + 2 = 16 минут,

20 км/ч - 12,5 минут,

25 км/ч - 10,4 минуты.

Предлагаемые тарифы Ozim Scooters — 100 тенге за разблокировку и 25 тенге в минуту — аренда.

15 км/ч — 16 * 25 + 100 = 500 тенге,

20 км/ч — 413 тенге,

25 км/ч — 360 тенге.

На скорости 25 км/ч и при лимите 400 тенге максимум можно уехать на 4,16 км (с учетом 2 минут на потери). Лимит в 400 тенге выбран для сравнения с такси, потому-что в Яндекс.Такси минимальная поездка стоит 400 тенге.

Если говорить про “бомбил”, которых ловят взмахом руки, то минимальная стоимость поездки на машине снижается до 200 тенге.

Учитывая, что средняя дистанция между станциями 3,5 км обойдется людям в 500 тенге на 15 км/ч, то такие поездки “вверх” будут невыгодны, в то время как поездки на 20 км/ч остаются конкурентоспособными.

Если ориентироваться на худший вариант - 15 км/ч - при такой скорости и лимите в 400 тенге можно проехать максимум 2,5 км (с учетом 2 минут на потери).

Учитывая, что из 595 возможных маршрутов только 30% составляют меньше 2,5 км, то получается, что остальные 70% маршрутов остаются недоступными для горожан. В результате это может сказаться на количестве поездок на каждый электросамокат в сутки, что является одной из метрик успешности системы. Значит и прибыльность такого бизнеса будет недостаточной.

Количество маршрутов при лимите в 8 км:

Количество маршрутов при лимите 4 км:

Количество маршрутов при лимите 2,5 км:

Самокатшеринг в мире считается транспортом первого и последнего километра (первой/последней мили). Это значит, что самокатшеринг сам по себе изолированно не существует. Он является дополнением к общественному транспорту там, где его не хватает.

Допустим, вы выходите с работы где-нибудь в Нурлы-Тау, на электросамокате едете вниз до станции метро имени Абая или Байконыр (2 км за ~270 тенге), потом едете на метро (за 80 тенге) до станции Сайран или Москва, выходите и едете на электросамокате еще 1-2 км домой вверх или вниз (~225-300 тенге).

Итого без пробок и давки в автобусе получается около 575-650 тенге. Если сравнить с Яндекс.Такси, которые достигают 1000+ тенге в часы пик, то это вполне конкурентная цена (если не сравнивать с “бомбилами”).

Поэтому самокатшеринг в Алматы должен следовать своей основной цели — быть транспортом первой и последней мили. Быть возле станций метро и помогать людям доехать туда, куда общественного транспорта не хватает.

Зона покрытия с радиусом 4 км от станций метро:

Зона покрытия с радиусом 2,5 км от станций метро:

Как мы видим на изображениях выше, радиус 4 км от каждой станции метро вполне покрывают все основные густонаселенные районы города.

У велошеринга и самокатшеринга много общего. У этих сервисов общие принципы размещения станций, а также общие методики по планированию и управлению бизнесом. Почитать руководства по велошерингу можно у таких организаций как NACTO и ITDP.

По отчетам велошеринговых операторов, сервисная зона каждой станции велошеринга в радиусе 400 метров. Люди согласны пройти до 400 метров до ближайшей станции, но если станция будет дальше, то люди отказываются от идеи воспользоваться шерингом и начинают искать другие варианты перемещения. Эти же принципы будут работать и для самокатшеринга.

Станции Ozim Scooters расположены так, что повторяют распределение плотности населения. Но станции не установлены там, где работает или отдыхает много людей.

Видно, что сервисные зоны станций самокатшеринга не покрывают станцию метро имени М. Ауэзова, станцию метро Жибек Жолы, пешеходные “тусовочные” места по улицам Панфилова и Жибек Жолы, не покрывается станция метро Райымбек, а также БЦ “Алматы Тауэрс”, БЦ “Нурлы-Тау”, финансовый центр на пересечении проспектов Сейфуллина и Аль-Фараби.

Сервисная зона 400 м (зеленые кружки):

Немного о вандализме

Один из вариантов избежать вандализм и кражи — сделать громкое заявление в СМИ. Если человек стал свидетелем продажи, кражи или вандализма, то он сообщает об этом в Ozim Scooters, за что получает вознаграждение 5000-10000 тенге за помощь в поимке преступника.

В заявлении нужно рассказать и показать как выглядят самокаты, их отличительные особенности. Продавать ворованные самокаты станет сложно — люди будут уже осведомлены. А сам процесс кражи или вандализма станет опасным, потому-что жители будут заинтересованы в поимке преступника.

Таким образом компания может сохранить имущество, заплатив меньшую цену, чем восполнять полную стоимость украденного электросамоката или тратиться на его починку.

В велошеринге, чтобы избежать вандализма, детали велосипеда являются уникальными. Они не подходят к другим велосипедам, а также соединения и болты являются антивандальными. Должен быть специальный ключ, чтобы раскрутить болтовые/гаечные соединения.

Так как у самокатов самыми дорогими и привлекательными деталями являются электромотор, батарея, микроконтроллер, покрышки/колеса, то особое внимание по защите должно быть уделено им.

На иллюстрации продемонстрирован вариант защиты основных элементов электросамоката двумя “стенками”, вплотную стоящими к корпусу. При таком варианте подлезть к электросамокату с инструментом будет сложно и потребуется много времени на демонтаж детали.

Этот вариант особенно хорош тем, что защищает электромотор, расположенный в заднем колесе. Замковый механизм на стойке электросамоката должен предотвращать возможность поднять электросамокат.

Подъем электросамоката позволяет вынуть электросамокат из “стенок”, вскрыть крышку днища и извлечь электробатарею, демонтировать колеса.

Особое внимание должно быть уделено правильному размещению станции. Станция должна находиться на виду у людей и быть освещенной. Можно прочитать Руководство NACTO по размещению станций велошеринга, либо перевод этого руководства на русском в серии статей на Facebook.

Термин “самокатшеринг”

Предлагается не идти на поводу у соседей-россиян и не называть сервис проката самокатов “кикшерингом”. Вместо этого предлагаю емкий и более правильный термин “самокатшеринг”.

Краткая экскурсия в историю термина “кикшеринг”. В мае 2018 года телеграм-канал “Каршеровод”, который специализируется на каршеринге, не понимая как называть им сервис проката самокатов, провел среди своих подписчиков опрос. Основной предложенный ими вариант был “кикшеринг”.

Также были “самокатшеринг” и “кикскутер-шеринг”. При 12400 подписчиках, на сегодня в опросе проголосовало лишь 849 человек, из них 586 за “кикшеринг”, а 226 за “самокатшеринг”.

Сами по себе эти цифры являются ничтожно малыми для утверждения термина. Но в Википедии создали статью "кикшеринг". На фоне нехватки информации о прокатах самокатов, на нее начали опираться различные российские СМИ, что в итоге укрепило термин. К сожалению, сегодня этот термин начинают использовать и в Казахстане.

Использование термина “кикшеринг” — непрофессионально, и является подменой понятий. Kick переводится как “толкаться”, а scoot - “быстро перемещаться”, “удирать”. Слово “кикскутер” (kick scooter) соответствует привычному советским людям “самокату”, который приводится в действие толчком ноги.

Называть кикшерингом (kick scooter + sharing, sharing - делиться) прокат механических самокатов — это оправдано. Но называть кикшерингом прокат электросамокатов — нелогично. Самокат механический сам по себе никуда не катится, для этого его нужно толкать ногой.

Именно с этой логикой в английском языке к слову “скутер” добавили слово “кик”. Но с приходом электросамокатов, самокат наконец оправдал свое название, ведь за счет электромотора он действительно катится сам.

На западе сервис электросамокатов называется “e-scooter sharing”. Когда электросамокат называется electric scooter, то это логично, ведь электромотор заменил толчок ногой. В нашем случае называть нужно понятно простому человеку, емко и чтобы говорило за себя — “самокатшеринг” или “электросамокатшеринг”.

Термин “самокатшеринг” охватывает и механические самокаты и электрические самокаты. С первого раза человек может понять о каком виде транспорта идет речь.

“Самокатшеринг” должен быть обобщающим термином для проката самокатов механических и электрических:

Нынешняя ситуация:

В английском языке:

В казахском языке предлагается использовать “самокатшеринг”, пока для слова “самокат” не будет создан казахский вариант.

Заключение

За велошерингом и самокатшерингом, особенно электрическими явное будущее. Не зря крупные гиганты как Uber и Lyft приобрели себе и то и другое, и теперь конкурируют на рынке шеринга, вливая сотни миллионов долларов в проекты.

Поэтому самокатшерингу и велошерингу в Алматы должно быть уделено тщательное внимание и изучение вопросов планирования и управления таким бизнесом.

Предлагается:

  1. Оснастить все станции метро станциями самокатшеринга в пределах 100 метров от входа. Это создаст возможности мультимодальности и позволит соединить места работы и проживания людей с метро, что скажется на увеличении пользования самокатшерингом.
  2. Пересмотреть расположение станций с учетом мест работы и отдыха людей, в том числе упомянутых ранее.
  3. Пересмотреть тарифы на прокат электросамокатов, с целью сделать проезд на дистанцию 4 км в пределах 400 тенге при 15 км/ч (примерно 18 тенге в минуту и 75 тенге за разблокировку). Такое решение увеличит доступность маршрутов с 30 до 65%, а также увеличит количество поездок на электросамокат в сутки.
  4. Увеличить номинальную мощность электромотора самоката, чтобы поездки вверх были возможными на скорости 20-25 км/ч. Для человека весом 65 кг, при езде на 20 км/ч с уклоном вверх 2 градуса номинальная мощность электромотора около 350 Вт.

Автор Ербол Султанбаев ведет блог о велошеринге и микромобильности “О велошеринге”, активный участник сообщества пользователей “Алматы Байк”, владелец электросамоката Xiaomi Mijia M365 с самостоятельно увеличенной батареей до 20600 мАч .