Вытеснит ли электронная торговля шопинг офлайн?
Как развивается рынок e-commerce в Казахстане.
То, что вчера было в новинку и казалось неприемлемым, сегодня стало популярно. Речь об онлайн-торговле на электронных площадках, т.е. о маркетплейсах, которые потеснили небольшие интернет-магазины, став самой популярной бизнес-моделью в е-commerce.
При этом, сам маркетплейс ничего не производит и не является собственником товара. Его задача — предоставить производителям, дистрибьюторам и продавцам необходимую инфраструктуру: начиная от сайта для заказа товаров, рекламы, предоставления системы приема оплаты до складов, пунктов выдачи и прочее. Как развивалось новое направление и насколько казахстанцы доверяют данной бизнес-модели, разбирались в нашем материале.
Первый в индустрии
Согласно проведенному анализу, первым реальным маркетплейсом в Казахстане можно считать Satu.kz, который начал свою работу как стартап в 2008 году вместе с аналогичными торговыми площадками в Украине и Беларуси. По информации представителя пиар-отдела компании Валерии Черненко, 13 лет назад основатели Prom.ua поставили перед собой задачу по созданию удобного инструмента для бизнеса, который хочет развиваться в онлайне. Сегодня Prom является крупнейшей торговой площадкой в Украине.
"Через несколько месяцев после запуска Prom мы запустили маркетплейс Satu.кz. Основных причин было две. Первая — схожесть культур, то есть мы запустились в стране, где могли коммуницировать на русском. Вторая — рост малого и среднего бизнеса в Казахстане. Мы хотели с помощью нашей экспертизы поддерживать и развивать предпринимательство в стране.
Мы ставили перед собой задачу упростить "порог" выхода на рынок для предпринимателей Казахстана. То есть, чтобы им не нужно было искать профильных специалистов и создавать магазин в интернете с нуля, тратить на это месяцы и большие бюджеты. Мы дали им для этого готовый инструмент и помогаем на всех этапах. За пару дней можно создать работающий интернет-магазин, который будет стоить в год около 100 тыс. тенге. В нем будет все — корзина, интеграции с логистами и банками, СRM-системами, сервисами дозвона, чатами и возможностью работать с 100-тысячным ассортиментом без заминок. Такое не сделаешь в обычном конструкторе сайтов", — уточнила представитель компании.
По информации, представленной на сайте компании, Satu.kz — казахстанский маркетплейс, где девять тысяч интернет-предпринимателей продают свыше 12 млн товаров и услуг, тем самым он прочно удерживается в десятке самых посещаемых сайтов страны. Ежемесячно посетителями маркетплейса становятся более 4 млн пользователей.
По итогам 2018 года, их было зафиксировано 54 млн человек, через год — 61 млн, столько же в 2020 году, а в 2021 году их число увеличилось до 76 млн посетителей. Впрочем, это не означает, что каждый сделал покупку. Satu.kz — это каталог маркетплейс + интернет-магазин. По информации экспертов Astana Hub, на сегодня трафик Satu.kz составляет: mobile — 70%, desktop — 30%.
"За 2021 год в топ попали такие категории: красота и здоровье — около 100 тыс. заказов, дом и сад — около 86 тыс. заказов, медикаменты и медицинские товары — в пределах 85 тыс. заказов, техника и электроника — более 70 тыс. заказов, товары для детей — более 50 тыс. заказов", — уточнила Валерия.
Впрочем, с первенством может поспорить Technodom.kz, который запустился в 2002 году или Alser.kz, открывшийся тогда же, но торговая площадка запустилась позже.
Из стартапа в маркетплейс
В 2015 году Дамир Токубаев вместе с товарищем создали мобильное приложение KazMotors, ставшее маркетплейсом для покупки и продажи автомобильных запчастей. В одном из интервью выпускник вуза рассказал, что, создавая стартап, не думал завоевать рынок.
Наша основная задача — решить проблему людей. Мы думаем, что, если мы сможем решить какие-то вопросы людей, их потребности, они сами к нам пойдут
К слову, молодой человек сегодня живет в Штатах.
Почти два года назад заработала дизайнерская площадка Seenus — калькулятор комфорта. Как рассказала директор по работе с клиентами Асель Батырбаева, стартап сразу был ориентирован на большую площадку.
"Сами мы, дизайнеры, и решили создать маркетплейс чтобы облегчить свою же работу. На сегодня у нас более 1 тыс. дизайнеров и столько же поставщиков материалов, мебели, освещения, всего того, что необходимо для дома и ремонта. Данная ниша практически не занята. Мы не нацелены найти клиентов для своей дизайнерской студии, напротив, важно, чтобы у потребителя был выбор. На нашей площадке любой дизайнер может найти себе работу, а заказчик — исполнителя, в соответствии со своим кошельком", — отметила Асель.
Первые месяцы для привлечения на свою площадку специалистов работа была бесплатной: дизайнеры регистрировались, размещали заявки, которые продвигались через рекламу. После девяти месяцев работы платформы подписка стала платной — 5 тыс. тенге в месяц. Сегодня вновь все услуги платформы бесплатные.
Для нас важно привлечь больше поставщиков, увеличить объем заказов, тогда и маржа увеличится. Главное на сегодня — популяризация площадки, тогда она будет выгодна всем
отметила представитель компании.
Артур Кривцов только начинает разработку маркетплейса Simple. В этом ему помогает Astana Hub.
Это возможность развития нашего стартап: тренинги, различные материалы и прочее. К тому же, мы выиграли в конкурсе по финансированию нашего проекта. На сегодня у нас имеется технология, а сам маркетплейс планируем запустить летом
сообщил Артур.
Суть стартапа проста — при помощи программы и телефона потенциальный покупатель мебели может посмотреть, как диван или сервант впишется в его квартиру с учетом размера и цвета. Уже сегодня стартапер набирает потенциальных участников будущей площадки для продаж. Уверяет, интерес есть и проблем с наполняемостью не будет.
Самый крупный?
По праву, лидером в данной отрасли можно считать Kaspi, который перестал быть банком в привычном нам понимании. Его экосистема держится на трех китах: Payments Platform, Marketplace Platform, Fintech Platform. Так вот, что касается маркетплейса, безусловно он один из крупнейших в Казахстане.
По итогам 2021 года, количество продавцов на платформе выросло на 130% и составило 60 тыс., число покупателей — 3,7 млн. Чистая прибыль маркетплейса за 2021 год, по предварительным данным, составит $216 млн, что на 267% больше относительно 2020 года. Для расширения рынка влияние, в феврале текущего года маркетплейс Kaspi предложил российским предпринимателям расширить географию своих продаж путем выхода на внутренний рынок Казахстана и все по упрощенной схеме.
Не только деньги
Пандемия поспособствовала тому, что сегодня практически любой вид бизнеса приводит к возникновению маркетплейса — агрегатора, позволяющего населению выбирать из числа поставщиков товаров или услуг. Банковская отрасль пока затронута этим движением в наименьшей степени, это все-таки консервативный бизнес. Впрочем, чтобы сохранить клиентскую базу, даже консерваторы готовы к переменам. На сегодня четыре крупнейшие банка страны предлагают услуги маркетплейсов: Kaspi магазин, Halyk Market, JMart от Jusan Bank и ForteMarket.
Согласно данным finprom.kz, Jmart предлагает в рассрочку товары и услуги на срок от 3 до 24 месяцев на выбор клиента. Предельная сумма — 1,5 млн тенге. У ForteMarket рассрочка до 24 месяцев, но на сумму лишь до 600 тыс. тенге. В Kaspi магазине действует рассрочка до 3 месяцев, однако в период акций некоторые товарные группы могут предлагаться на 12 или 24 месяца. Предельная сумма — до 1,5 млн тенге. В Halyk Market предусмотрена рассрочка на 3 месяца, но при этом есть ряд продавцов, предлагающих сроки в 12 или 24 месяца (на усмотрение продавца). Предельная сумма — 2 млн тенге.
По неофициальной информации, на самом деле, гораздо больше банков имеют площадку для продаж, во всяком случае, создали ее. Но опасаются конкуренции со стороны Kaspi. Потягаться намерен Halyk Bank. Основная причина — доверие к нему значительной массы населения, которое позиционирует его, как государственный.
По информации пресс-службы банка, отрабатывать новое для себя направление начал с мобильной коммерции, запустив первые продажи в офлайн торговых точках партнеров с помощью мобильного приложения в декабре 2019 года. Ну, а пандемия стала триггером для активного развития онлайн-площадки. Объем покупок на маркетплейсе за 2021 год превысил 130 млрд тенге, как офлайн, так и онлайн. Сегодня на данной площадке представлено более 250 тыс. наименований товаров в 20 самых популярных категориях.
Онлайн или офлайн?
Рынок показывает общий тренд по увеличению суммы платежей в Казахстане, в том числе, по безналичному расчету, который, согласно исследований PwC, в 2021 году вырос почти в 2,5 раза относительно 2019 года. Наличный расчет в 2019 году использовался для оплаты товаров на сумму 13,8 трлн тенге, что составляло 70% от всех розничных платежей. Однако, 2020 и 2021 годы показали тренд на уменьшение по использованию наличных в процентном соотношении к общему объему — 66% и 55%.
Стремительный рост безналичных платежей обусловлен изменением потребительских запросов и появлением новых платежных технологий. Согласно данным за 2021 год, сумма безналичных платежей составила 14,5 трлн тенге, что на 82% больше значения 2020 года. Частота оплаты (количество транзакций) через безналичный расчет также растет, на это указывает ежегодный прирост в 2020 и 2021 годах на 34% и 77%, соответственно.
Использование безналичных денег свидетельствует о росте электронной коммерции. Согласно официальной статистике, объем рынка за 2020 год превысил 1,2 трлн тенге, увеличившись почти в 2 раза по сравнению с 2019 годом. А к 2022 году он достиг 1,9 трлн тенге. Центр развития торговой политики Qaz Trade оценивает рост рынка электронной коммерции к 2025 в 3,5 трлн тенге.
Есть ли перспектива?
В 2006 году один из основателей Казнета Александр Ляхов говорил о наличии в казахстанском сегменте всемирной сети порядка 20 интернет-магазинов; в 2007 году, по данным портала Profit.kz, их число увеличилось до 23; к концу 2010 года — превысило 130, а в 2012 году, согласно информации представителей Интернет-ассоциации Казахстана, достигло 170.
По данным Forbes.kz, на сегодня в Казахстане насчитывает 35 крупных торговых интернет-площадок, не только местных, но и мировых. И это не считая интернет-магазинов, более узконаправленных, которых, насчитывается более 2 тыс. Впрочем, отмена локдауна вновь сделала посещение офлайн-магазинов привлекательной формой времяпрепровождения.
По мнению экспертов, потребитель, сменивший привычки после пандемии, вряд ли пойдет на рынок, чтобы примерить обнову на картонке. А с учетом высокого уровня проникновения интернета в жизнь, количество абонентов сотовой связи, согласно статистики, более 17 млн, свидетельствует лишь в пользу электронной коммерции. А лучшим ответом на вопрос о перспективах данного направления можно считать ответом представителя компании Satu.kz.
Что касается планов на будущее, то лучше всего о них говорит товарооборот, который вырос на 167% год к году. Поэтому мы не останавливаемся и продолжим и дальше развивать рынок ecommerce в Казахстане
отметила Валерия Черненко.