Выживание без инвестиций: опыт bluescreen.kz

Выживание без инвестиций: опыт bluescreen.kz


Чуть больше года it-медиа bluescreen.kz существует на рынке Казахстана без инвестиций. Нет, это не было экспериментом. Обстоятельства вынудили. 
За этот год проекту удавалось выживать лишь на поддержке постоянных клиентов и пониманию со стороны команды.

Проект bluescreen.kz – нишевое айти-медиа. Мы пишем про технологии в мире и Казахстане. Аудитория небольшая, но качественная. Смело скажу, что мы охватываем около 80% айти-комьюнити Казахстана. При запуске проекта в 2018 году, планировалось выйти на самоокупаемость после 5-го года. Не получилось. Рассказываю, почему нишевому медиа крайне сложно выживать на Казахстанском медиа-рынке. 

Начнем с бюджетов

В большинстве случаев их предпочитают отдавать СМИ с широким охватом. Бренды измеряют медийный охват просмотрами и прочтениями материалов. Все логично. Но в погоне за цифрами они покупают аудиторию, которая, возможно, слабо понимает суть. Например, статью про частоты 5G на любом широкоохватном сайте может прочитать домохозяйка или, что еще лучше, lash maker. Или маляр, пищевой технолог, врач-стоматолог. Кто знает, сколько людей вне темы про 5G увидят эту статью. Их просмотр (даже не факт, что прочтение) засчитает счетчик. Данные уйдут клиенту: «Смотрите, 7 000 просмотров, класс, не стыдно в отчет скриншотик вставить».

Основная идея создания нишевого IT-медиа — писать про IT для тех, кто в теме, и знать, что 80-90% из 2500 просмотров — это люди, понимающие суть. К сожалению, большинство техно-брендов и их PR-агентства распределяют все свои бюджеты в пользу широкоохватных СМИ.

Информационная поддержка 

Бесплатная. За логотип на баннере. В неделю ко мне поступает порядка 10 предложений об информационном партнерстве. Большинство предложений выглядят примерно так: «поддержите, мы отличная компания, ваш логотип добавим на пресс-стену». Или так: «поддержите, у нас денег нет, но мы хорошие». Так у нас тоже нет, и мы вроде как неплохие ребята.

На мой отказ или предложение заплатить хотя бы за половину публикаций в ответ я получаю грустные смайлы. Один раз девушка искренне удивилась: «а я не знала, что сми надо платить». В этом мире за все надо платить. Журналисты тоже не солнечной энергией питаются. 

«Поддержи по-дружески, мы в долгу не останемся» 

Поддержу. Без проблем. Раз, два, но на десятый скажу, что пора бы и мне получить что-то взамен. Нет, это не я меркантильная. Это мир, в котором за все надо платить: сотрудникам - заработную плату, а государству - налоги. 

Есть клиенты, которые больше 3х лет присылают пресс-релизы и все эти годы обещают наконец-то выделить бюджет в 150 000 тенге на пост в телеграм-канале. 

«А вас не поддерживает МЦРИАП?» 

Нет. Один раз освещали Digital Bridge за небольшой бюджет и благодарственное письмо получили. Почему-то Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности не выстраивает взаимоотношения с профильными СМИ и не заинтересовано в их развитии. Про бюджеты вообще говорить нет смысла. Их всегда нет. 

«А может в тендерах участвовать!» 

Пробовали. Там уже все решено. Нет связей - нет тендера. 

Итак, нишевое медиа в сфере IT в Казахстане может существовать, но с огромными усилиями, вечным поиском денег и постоянными эмоциональными качелями. Проблемы остаются в привлечении брендов, заинтересованных в качественном, а не количественном охвате, и в несоответствии цен за услуги с заработными платами сотрудников. К примеру, рентабельность 1 статьи - не более 10-15%. 

Тем не менее, мы в bluescreen.kz верим в лучшее, искренне любим свои работу и продолжаем создавать контент для it-сферы Казахстана.