Зачем Казахстану свой видеохостинг? О проектах Aitubе и Salem Social Media
Компания Айту Дала существует чуть больше года, однако уже может похвастаться несколькими интересными проектами. В июле 2019 запустили агрегатор новостей Ainews, в декабре того же года стартовал видеохостинг Aitube, чуть позже — сервис социологических опросов Qalaisyn. Примечательно, что директор компании Евгений Волков стоял у истоков создания еще одной известной фирмы — Salem Social Media. А в свое время, как помнится, вокруг Салема было много шума и разных домыслов. Нам стало интересно разобраться в этой истории, а также понять, зачем Казахстану свой YouTube.
Евгений, давайте начнем с сервиса Aitubе. Можете рассказать немного о нём? Чем Aitube отличается от YouTube? Есть ли какой-то собственный функционал, которого нет у конкурентов?
Если рассматривать Aitube как видеохостинг, то мы от YouTube мало в чем отличаемся технологически. YouTube разрабатывается непрерывно уже 12 лет, и догнать их достаточно сложно. У нас немного другой intention. Мы запустились как локальный сервис, который в первую очередь рассчитан на трансляцию казахстанского контента. YouTube идет по пути выдавливания национальных языков и укрупнения аудитории вокруг топовых контент-производителей.
Например, 10 лет назад стартовать на YouTube было гораздо проще: любой хороший контент, способный собрать аудиторию, попадал в топ. А сейчас, если ты производишь видео на казахском языке, то у тебя просто нет возможности продвижения даже за деньги, так как YouTube разогнал 40 локальных редакций, которые занимались модерированием контента. У таких роликов нет возможности пройти модерацию. Мы лично с этим столкнулись, и это очень печально. Как нам кажется, по всему миру идет процесс появления локальных сервисов, заточенных конкретно под аудиторию той территории, на которой они работают. Поэтому мы решили запустить видеохостинг, который будет работать в первую очередь на локальный контент. Если вы хотите посмотреть что-то свежее и на казахском языке — это к нам.
А монетизация? Допустим, YouTube привлек много авторов в свое время тем, что можно было зарабатывать на своем творчестве. Aitube предоставляет такие возможности?
Тут две позиции, если мы говорим про монетизацию YouTube. Например, на рынке Центральной Азии миллион показов принесет около 400$. Соответственно, какие-то серьезные производители, которые тратят много денег на контент и собирают нормальную аудиторию, ютубовскую монетизацию рассматривают как приятное дополнение к доходу, а основные деньги идут с рекламных интеграций, т.е все давным-давно перешли на интеграционную модель и все эти деньги идут мимо YouTube.
Если говорить про стандартную монетизацию, к концу года мы собираемся включить рекламу и, соответственно, делиться с производителями доходами, причем по умолчанию мы сделаем условия лучше, чем на YouTube. Мы же за счет локальности хотим попробовать более узко таргетировать аудиторию и, соответственно, продавать рекламу и увеличить количество денег, которые идут непосредственно производителям. Если есть какая-то толковая группа, которая умеет снимать, то у них сейчас вариантов заработать не так много, и мы хотим помочь.
А уже есть такие кейсы с рекламной интеграцией?
Кейсов с рекламными интеграциями в Казахстане полно, посмотрите, например, инстаграм Байзаковой. Мы как платформа не претендуем на деньги, которые производитель контента получил от рекламодателя. Кейсы на Aitube обязательно будут, и о них расскажут в первую очередь сами контентмейкеры.
А что с посещаемостью Aitube?
Растем, слава богу. На данный момент за май у нас порядка 1,7-1,8 миллионов пользователей, которые пришли нас посмотреть
Это неплохо для локального видеохостинга.
Да, это неплохо, но нам есть куда расти. Мы активно работаем с частными производителями контента и работаем над тем, чтобы привлечь их на платформу.
А что насчет цензуры? Проводится какая-то модерация? И, допустим, такие проекты как «За нами уже выехали» могут выпускать свои ролики на Aitube?
Да, пожалуйста. Модерация есть, потому что мы находимся в законном поле. Есть закон РК, который запрещает распространение контента, призывающего к насильственному свержению власти, пропаганды наркотиков и порнографии. Периодически пытаются закачать фильмы для взрослых, у нас уже внушительный архив «домашнего видео», но закачивать их бесполезно, потому что модераторы стоят на страже.
А если «За нами уже выехали» хотят зайти, то, пожалуйста, мы с удовольствием примем производителя, который хейтит наши проекты, это же дополнительный трафик. Без проблем.
Серверы видеохостинга расположены в Казахстане?
Да, всё полностью здесь. Мы считаем, что это неправильный подход — размещать серверы локального проекта в другой стране. И с точки зрения безопасности, и удобства пользователей.
Перейдем к Salem Social Media. Как появился этот проект? Как появилась идея?
Еще в России у меня была идея попробовать сделать классический продюсерский центр, который занимается именно интернет-контентом. Условно модель, похожая на BuzzFeed, когда мы берем не очень большие бюджеты и привлекаем людей, которые в состоянии производить контент, она жизнеспособная. С SSM у нас получилось, мы собрали креативную команду внутри РК. Это ребята, которые раньше работали на телевидении, в кинопродакшн и которые были достаточно сильно утомлены тем, что они делают. Мы дали им возможность попробовать себя в новом деле.
Когда мы начинали в 2018 году, в феврале или марте, то просто ходили по рынку производителей контента и собирали людей, рассказывали, что мы хотим сделать. Основная концепция, которую мы распространяли, была такова: берем креативную идею, полируем ее до совершенства и публикуем.
По статистике, за время существования SSM разместил порядка 25000 постов в соцсетях. Собрали больше миллиарда просмотров на нашем контенте. В Казахстане такого контента никогда не было, мы первые. Мы довольны аудиторными показателями. Кризис, конечно, немного затормозил прогресс, но думаю, что к осени будет попроще.
Как устроен рабочий процесс вашей команды?
Мы используем модное слово резидент, чтобы обозначать участников нашего проекта. До карантина раз в две недели у нас проходили питчинги, где любой человек, имея хоть какой-то опыт в этой индустрии, может принести идею для продукта, и если она проходит питчинг, то мы запускаем его в производство. Очень внимательно смотрим на цифры (просмотры, репосты), у нас есть внутренняя аналитика, которую мы строили в течение этих двух лет, и она работает на отлично. И после первой, второй серии продукта мы уже понимаем, будем ли мы вкладываться дальше или нет, есть ли смысл или нет. Есть показатели: сколько просмотров нужно набрать на старте, какой должен быть энгейджмент. Это всё завязано на экономику. Мы считаем, сколько денег вкладываем в просмотр. Есть своя простая модель расчетов.
У нас есть направление документальных фильмов, которые не собирают миллионы просмотров, но мы их делаем потому, что должны их делать. Считаем, что это одна из наших миссий — показывать людям то, что происходит в Казахстане и мире. Найдите Salem Human в соцсетях, там есть на что посмотреть.
Если вы помните, в Казахстане год назад проходили митинги. И тогда ходил слух, что SSM отрабатывает госзаказ, отвлекая людей от социальных проблем. Так ли это?
Конечно, мы отрабатываем заказ. Не государства, а напрямую рептилоидов, которые тайно управляют планетой. А если серьезно, то количество конспирологий, которые существуют вокруг «салемовских» проектов, не перестает меня удивлять.
Год назад в соцсетях была информационная атака, мы со своими аналитиками попарсили данные, удивились, что ботов было так мало и они были так плохо написаны.
Нас обвиняли в том, что вот, мол, сейчас запустим мегаприложение (хостинг, мессенджер и еще что-то) и вырубим всем доступ в Сеть. Мы, частная компания. Вырубим. Доступ в сеть. Для всего Казахстана. Прошел год, у меня есть резонный вопрос — как там? Доступ в Интернет остался у хейтеров?
Кстати, мессенджер мы запустили и он прекрасно работает, его уже можно скачать. Звонки лучше, чем у конкурентов. Очень многим не нравится, что делает SSM и как влияет на рынок видеоконтента. Но haters gonna hate, как говорится. Пусть пишут, комментируют и помогают нам поднимать наш контент в выдаче соцсетей. Мы — за. :)
У нас есть три строгих ограничения: мы не трогаем политику, религию и почти не трогаем секс. С первыми двумя пунктами все очень сложно: как только ты затрагиваешь эти темы, тебя сразу же записывают в лагерь сторонников или противников, и все дальнейшие действия рассматривают именно через эту призму. Поэтому лучше темы, которые очень личные для каждого, оставлять за кадром развлекательного контента.
Есть ли у вас вирусный контент, который создает настоящий "бум" в соцсетях?
У нас есть классный сериал «Карапайым Кайрат», я и сам смотрю его с удовольствием. Когда ребята-авторы пришли с идеей, мы в начале не могли решиться, боялись, что нас порвут, потому что тема отношений аул/город очень живая и неоднозначная, но в итоге не пожалели, что дали зеленый свет. Это один из самых популярных наших продуктов.
Может ли Salem Social Media когда нибудь перерасти в казахстанский Netflix?
Честно говоря, пока мы еще далеки от такой модели. Стоит понимать, что Netflix работает через подписку и владеет огромной библиотекой, в которой есть даже локальный контент. Конечно, в своих думах мы целимся далеко, но сейчас есть множество своих оперативных задач, которые нужно решать.
А что было самым сложным в создании проекта?
Если говорить про продакшн, одной из сложных вещей было «сломать телек» в головах. Многие люди привыкли работать с TV-форматом, их нужно было переучивать, показывать, как нужно снимать современный контент. У многих в голове не укладывалось, что можно работать с одной камерой и без выставленного света. Но в итоге мы пришли к своей собственной модели.
Какие планы на будущее у Salem Social Media?
Мы продолжаем расти. Сейчас проект выходит в Узбекистан, где развивается по такой же модели, что и в Казахстане. И там мы растем очень хорошо. Надеемся, что создадим новый рынок, главное пережить кризис — в том числе и кризис идей.
От редакции: Такие сервисы, как YouTube заставляют блогеров менять свой контент под общие стандарты и отказываться от собственной культуры. Но возможно, что Aitubе и Salem Social Media смогут это изменить, по крайней мере, некоторых успехов на этом поприще они уже достигли. Локальному контенту нужна своя площадка и свои герои.