Запуск наноспутников: как это было?

Запуск наноспутников: как это было?

На прошлых выходных нам удалось побывать на мероприятии, посвященном запуску наноспутников в стратосферу в рамках программы UniSat. Участницы образовательной программы из Центральной Азии запустили три ультрасовременных наноспутника в стратосферу, которые позволят собирать данные об излучении, радиации, давлении, гравитации, силе тяжести, а также о составе света и газа, после чего большие объемы данных, видео и изображений отправляются обратно для анализа на Землю.

Наноспутники — это малые космические аппараты, вес которых не превышает 10 кг, оснащены несколькими камерами с разрешением 4К и предназначенные для учебных целей.

Девушки-участницы программы UniSat поделились и рассказали о своих впечатлениях, которые получили во время обучения в рамках 10-дневного марафона.

По словам одной из участниц проекта, девушек поделили на группы, далее участницы слушали лекции, проходили практику, занимались моделированием, программированием, разработкой схем и пайкой.

"За время обучения мы работали в разных группах, всего их было две. Нам читали лекции, после которых мы проходили практику. На практических занятиях мы моделировали, программировали и осваивали схемы, паяли сборки для наноспутников. Схемы разрабатывались в специальном стерильном помещении. Работали мы в защитных костюмах, чтобы никакие волокна, частицы пыли или другие элементы не нанесли вред схемам", — рассказала о своих впечатлениях участница проекта из Казахстана.

Для другой участницы программы запоминающимся моментом и интересным этапом была именно пайка схем:

"В изготовлении нашей собственной макетной платы были задействованы такие науки как и химия и физика, и это было очень увлекательно. Мы проектировали корпуса наноспутников, программировали их подсистемы. Перед запуском мы тестировали подсистемы с нашими менторами в лабораториях".

Мы тоже получили интересные впечатления, присутствуя при сборке и запуске спутника, особенно первого.

Для начала перед запуском девушки собрали парашют, благодаря которому наноспутники смогут плавно опуститься из стратосферы на землю. Далее после сборки аппарата надули гелиевый шар, на котором наноспутники поднялись в стратосферу, и после заданной высоты спутник начал опускаться на Землю.

На наш вопрос, как в целом оценивается потенциал этих дронов в будущем, ответила координатор ЮНИСЕФ по инновациям Раушан Ибрашева.

По ее словам, рынок наноспутников стремительно развивается и ожидается, что к 2026 году рынок нано- и микроспутников достигнет более $6,2 млрд, так как наноспутники решают, прежде всего, прикладные задачи (изучение околоземного космического пространства, исследование геофизических полей, экологический мониторинг, ретрансляция навигационных сигналов, покрытие Земли интернетом, выявление астероидной опасности, инспекция космических аппаратов в космосе, проведение научных исследований) в режиме реального времени.

"Наши наноспутники несут, прежде всего, образовательную миссию, мы активно вовлекаем девочек в STEM с фокусом на космические технологии через нашу программу. Девочки проходят все этапы построения космического аппарата, развивая при этом не только технические, но и мягкие навыки, и теперь после запуска в стратосферу девочкам предстоит интересная работа по обработке данных с наноспутников для подготовки научного доклада об использовании низкоорбитальных спутников для сбора данных об уровне загрязнения воздуха и решения проблем изменения климата".

Напомним, что UniSat — это образовательная программа Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) и Казахского национального университета имени аль-Фараби (КазНУ им.аль-Фараби). Цель программы — развитие знаний и компетенций девушек в области разработки наноспутников, а также совершенствование таких навыков как командная работа, ораторское искусство, тайм-менеджмент и креативность.