Живые сценарии перехода в облака
Помните, в предыдущем репортаже "Торопится ли бизнес в Казахстане перейти в облако?" мы упомянули о небольшой презентации Дениса Щепина, посвященной резонности перехода казахстанского бизнеса на облачные технологии.
Доклад, который прозвучал 20 июня на алматинском форуме BIT-2019, хорошо резонирует с уже запущенной программой цифровизации городов Казахстана (Smart City), поэтому было бы интересно разобрать авторскую мысль подробнее.
Не забудем, правда, что будучи директором компании Lincore, спикер рассматривает проблему сквозь призму конкретного поставщика технологий, поэтому некоторая приземленность в материале неизбежно будет присутствовать.
«Если у компании нет айти – у нее нет бизнеса»
Да, именно такой посыл вложил докладчик в свою презентацию на тему «Живые сценарии перехода в облака», поэтому я решил оставить фразу в качестве хедлайна всей презентации.
Вводную часть своего выступления Щепин начал с того, что поделился своими наблюдениями. Рассказывая о Lincore, он уточнил, что данная компания – это партнер, помогающий перейти в то облако, которое будет наиболее подходящим в конкретных случаях.
«Не всех можно затащить под одну гребенку. И я никогда непытался этого сделать» - говорит он.
На вопрос о том, для чего нужно переходить в облака, Дениспривел два аргумента: первое – это снижение транзакционных издержек, а второе –снижение человеческого фактора, когда недостаточная квалификация ставит подугрозу безопасность инфраструктуры бизнеса.
По мнению спикера, вечное противостояние между IT и бизнесом – «кто есть кто?», уже должно наконец закончиться, потому что IT – это и есть бизнес.
Обращаясь к аудитории, Щепин поинтересовался, есть ли в зале те, кто следят за высказываниями крупных игроков на рынке. После чего рассказал о том, что Герман Греф собирается сделать «Сбербанк» IT-компанией. Говоря об отечественных компаниях, Денис добавил, что Каспи банк у нас в Казахстане идет по тому же пути.
В указанном выше графике Денис сравнивает динамику расходов на облачные услуги (они оказываются принципу инфраструктура как услуга (IaaS) и собственного ЦОД-а.
Как видим, накопительный итог 3-летней эксплуатации неумолимо сводит преимущества владения "собственным железом" на нет, приближая его по совокупным расходам к услугам облачных серверов.
Конечно, преимущества владения собственными серверами тоже весомы: например, у вас есть заведомо лишнее оборудование, которое следует нагрузить работой.
В презентации были обозначены главные требования IT-технологий в бизнесе – это доступность и безопасность. Щепин попытался объяснить каждый из пунктов на бытовых примерах:
«Сейчас банки переходят к тому, чтобы отказаться от наличных.Как вы заставите нас отказаться от наличных, если карточки будут работать,условно, только по понедельникам с 3 до 6? Верно, никак» – заключает он.
В данном случае, спикер постарался объяснить, что прииспользовании информационных технологий в бизнесе, обязательным условиемявляется обеспечение доступа к предоставляемым услугам.
Второй не менее важный момент – это безопасность. Приводя впример все те же банковские карты, речь пошла о сохранности денег, лежащих насчету.
Щепин постарался максимально заточить свою презентацию подреалии современного мира. Подходя к следующей части своего выступления, онрассказал об экономии времени, которое также входило в список действийнеобходимых для эффективного перехода в облака.
Благодаря IT технологиям многие процедуры сократились по времени в разы. В наше время нет необходимости совершать целую цепочку действий для того, чтобы, к примеру, снять деньги: не нужно собираться, ехать в отделение банка, стоять в очереди.
По словам Дениса, все это уже уходит в прошлое. Наш отечественный казахстанский бизнес также двигается в этом направлении.
Его предложение заключалось втом, чтобы разделить риски и не взваливать все на себя. Уточняя этот момент,Денис обрисовал модель, по которой это должно работать: клиент использует своюинфраструктуру как основной сайт, а облачному провайдеру отдает на хранениерезервные данные.
Таким образом реализуются и последующие два пункта – экономия времени и денег, потому что отпадает необходимость в организации помещения для сервера, на котором будут храниться резервные данные, а также сокращаются средства на его обслуживание.
Данные обязательства полностью ложатся на плечи компании, предоставляющей услуги облачного провайдера.
Живым привером для Денисапослужила конференция. Подкрепляя свои слова о том, что в бизнесе всегдаприсутствует человеческий фактор, а следовательно и возникают разного родафорс-мажоры, он пояснил, что специалисты не всегда способны уследить за всем.
«До начала презентации мы все проверели, все работало. Презентация и ролики выводились на экран. Однако все-таки возник технический момент, связанный с форматированием презентации.
Пока мы все это решали, перенастраивали, другой ролик перестал выводиться на экран так, как должен был изначально» – смеется Денис, – «вроде бы специалисты сидели, ничего плохого не далали, но в конкретный момент вдруг произошел сбой».
На этой юмористической волне, он пошутил, что даже если продать специалиста, совершившего ошибку "на органы", не факт, что это окупит последствия сбоя. Бизнесу от этого легче не станет.
Также Щепин, во время презентации, провел интересную аналогию между феодализмом и облачными хранилищами. Если раньше у каждого отдельно взятого феодала была собственная армия, то с появлением огнестрельного оружия, данная система перестала работать.
То же самое и с бизнесом: раньше у всех была своя собственная инфраструктура, не было софта, позволяющего безопасно хранить данные. Однако в ходе технологического прогресса, появилась потребность в защите и обеспечении эффективной работы с данными.
В заключении своей презентации, Денис объяснил, что его компания занимается оказанием помощи в выборе услуг облачного провайдера. Нет одного единственного поставщика услуг в виде решений Microsoft или Amazon и т.д.
Согласно его словам, не существует определенного шаблона, позволяющего работать со всеми видами бизнеса одинаково эффективно. Каждая конкретную ситуацию необходимо проанализировать и найти определенный подход.