5 ключевых трендов маркетинга для e-commerce в Казахстане

5 ключевых трендов маркетинга для e-commerce в Казахстане


Электронная коммерция в Казахстане в последние несколько лет показывает стабильный рост. По данным GlobalData, объем рынка e-commerce в стране достиг $3,5 млрд в 2023 году, и ожидается, что к 2027 году он превысит $5 млрд с ежегодным темпом роста около 12%. Это вынуждает бизнес менять свой подход к маркетингу. О ключевых трендах, которые влияют на стратегию продвижения в сфере e-commerce, рассказывает Павел Мрыкин, руководитель направления по внедрению искусственного интеллекта Calltouch.

1. Персонализация — залог удержания клиента

Согласно данным McKinsey, 80% людей хотят, чтобы бренды взаимодействовали с ними по-человечески и учитывали их интересы. Чтобы добиться персонализированного общения, бизнес все чаще использует сквозную аналитику. Теперь можно считать буквально все: какие каналы работают лучше, что покупатели любят больше, сколько денег вернулось от рекламы.

Например, с помощью инструментов Calltouch есть возможность определить источник трафика, понять, насколько реклама эффективна, сколько людей зашло в магазин и как клиент взаимодействовал с компанией раньше. Это помогает предугадать, что человеку может понадобиться, и предложить что-то подходящее. Такие точные персонализированные рекомендации делают покупки проще и приятнее. А еще они увеличивают шансы, что клиент вернется, на 30–40%.

Так, клиника «Зубной стандарт» установила систему сквозной аналитики Calltouch, которая показала, какие каналы и ключевые слова приводят к заявкам и звонкам. Благодаря этому удалось убрать неэффективные источники трафика, настроить объявления по времени пикового спроса и получить больше клиентов. 

В результате количество заявок выросло на 53% —  с 65 до 130 заявок в месяц. Их стоимость снизилась на 35% (с 3500 до 2200 рублей), а клик подешевел на 65% (с 384 до 175 рублей).

2. Видео как драйвер вовлечения и продаж

Исследования показывают, что 63% людей предпочитают смотреть видео, когда хотят узнать больше о продукте. В Казахстане TikTok и Instagram Reels набирают популярность. По данным Statista, в 2023 году эти платформы охватили больше 60% интернет-пользователей. Бренды используют такую волну, вкладываются в видеомаркетинг и получают рост продаж на 49%.

Магазины электроники, например Sulpak, снимают видеообзоры смартфонов и телевизоров. Так покупатели могут увидеть, как работают разные модели, и выбрать то, что подходит. Косметические бренды, такие как Biorganic, делают обучающие ролики. В них рассказывают, как пользоваться продуктами, и показывают, чем хороши натуральные средства. Это помогает клиентам понять товар, доверять бренду и чаще покупать.

Бутик одежды Laman Group проводит прямые эфиры в Instagram. На стримах показывают новые коллекции или устраивают распродажи. Такой «живой» формат затягивает зрителей и побуждает покупать прямо сейчас.

3. Искусственный интеллект: скорость и эффективность

Искусственный интеллект становится маркетинговой стратегией. 91% компаний по всему миру используют его, чтобы сделать рекламу точнее, понять, чего хотят клиенты, и автоматизировать общение с ними.

Например, финансовая бизнес-экосистема Kaspi.kz, в которую входят маркетплейс, платежи и финтех, — один из лидеров в применении AI в финансовом секторе. С помощью машинного обучения компания прогнозирует, что нужно клиентам, делает персональные предложения, оценивает риски и защищает от мошенников. В результате растет уровень удовлетворенности клиентов.

Технологии помогают оптимизировать бизнес-процессы, взаимодействовать с клиентами, анализировать большие объемы данных и делать рекомендации на основе статистики. Так, e-commerce-аналитика Calltouch позволяет владельцам интернет-магазинов узнавать, откуда приходят их клиенты, и строить воронки продаж. Кроме того, компания адаптировала свой инструмент «ИИ Ассистент» для Казахстана. Теперь система может расшифровывать звонки на казахском языке и анализировать работу менеджеров.

4. Офлайн и онлайн в единой экосистеме

Согласно отчету Think with Google, более 70% покупателей используют несколько каналов для принятия решения о покупке. Все больше интернет-магазинов трансформируются в экосистемы и используют омниканальность в коммуникации. Это делает общение с клиентами удобнее и объединяет офлайн и онлайн.

По данным Ассоциации розничных сетей Казахстана, уже 40% ритейлеров применяют модель click & collect — когда заказываешь онлайн, а забираешь в магазине. Большие сети, такие как Technodom и Sulpak, предлагают такую опцию. Это помогает клиентам сэкономить время на доставке и выбрать удобный магазин для получения товара. Для бизнеса такая модель увеличивает продажи в офлайн-магазинах на 25%.

5. Устойчивое развитие и осознанность

По данным NielsenIQ, 55% людей готовы платить больше за товары, которые производят экологично. В Казахстане это пока свежий тренд, но он набирает популярность.

Местные бренды все чаще внедряют экологичные практики. Это помогает привлечь покупателей, для которых осознанное потребление — важная часть жизни. В среднем акцент на экологичности увеличивает число клиентов на 20–30%.

Например, GreenPack с 2016 года делает бумажную упаковку для ресторанов, кафе, магазинов и пекарен. Экологичный подход укрепляет их имидж и привлекает людей, которым важно заботиться о природе. Компания KZ Recycling, производитель картона и бумаги, использует только переработанную макулатуру. Она собирает сырье через свою сеть и позиционирует себя как «зеленый» бренд.

Чтобы идти в ногу со временем, бизнесу важно инвестировать в современные технологии — аналитику и искусственный интеллект. Эти инструменты помогают делать работу эффективнее, сокращать расходы и увеличивать продажи.

Важно оставаться на связи с клиентами, выстраивать с ними доверие и быстро подстраиваться под их новые потребности. Особенно это касается изменений, которые диктуют современные социальные тренды.