5 советов эффективного питчинга
Питчинг — это умение кратко и структурированно презентовать свой проект потенциальным инвесторам. Стартапер с помощью грамотного питча может заинтересовать потенциального инвестора и, в последующем, получить необходимые инвестиции в свой проект. Однако, умение правильно выстроить питч пригодится не только стартаперу или предпринимателю, но и любому менеджеру, которому часто приходится презентовать свои проекты, а также и всем тем, кто так или иначе защищает интересы своего продукта.
Мират Ахметсадыков, управляющий партнера фонда MOST Ventures, поделился полезными советами для эффективного питчинга.
Совет 1. Когда мы говорим об эффективном питчинге, то подразумеваем краткие данные о проекте, которые нацелены заинтересовать инвестора. Мы в фонде всегда советуем иметь при себе 5 инструментов:
- one pager — описание стартапа на одной странице, требуется при подаче заявок на инвестиции в фонды и венчурные компании, весь документ должен помещаться на одной странице;
- pitch deck — расширенная презентация проекта в формате слайдов для инвесторов;
- презентация продукта/услуги/компании;
- инвестиционный тизер;
- видео выступление.
Совет 2. Не стоит сильно увлекаться глубоким описанием своего продукта и его технологиями. Самая главная часть вашего питча должна быть сфокусирована на проблеме и вашем решении. Также важно доказать спрос с помощью цифр, необходимо показать рынку, его динамику и привести реальные факты.
Совет 3. Также во время питча важно уделить внимание информации о команде и финансовых показателях. Высокие компетенции участников стартапа или ваш релевантный опыт дадут +1 балл от инвесторов, но здесь не забываем о краткости, не стоит описывать биографии каждого сотрудника. Бизнес-модель и финансовые показатели продемонстрируют инвесторам, как вы собираетесь зарабатывать, сколько собрали в предыдущем раунде и на какой функционал, сколько денег ищете сейчас и на сколько месяцев их хватит.
Совет 4. Многие стартаперы не говорят в питче о конкурентах из-за того, что боятся показаться маленькими на их фоне. На самом деле, чем более развит рынок, тем больше в нем игроков. Не бойтесь рассказывать о конкурентах и сравнивать себя с ними. Вам в этом поможет Competitive landscape. Это сравнительная таблица, чтобы показать отличия по функционалу с конкурентами. У вашего продукта должны быть все плюсы, у конкурентов минимум на два-три меньше.
Совет 5. Какой бы питч вы не создали, важно также развить в себе навык выступлений, так как ваша сильная энергетика, ваше искреннее желание и большая вера в свое дело вызывают в инвесторах большой интерес. А это первый шаг к успеху.