85% скидок на Temu и Shein оказались фейком

85% скидок на Temu и Shein оказались фейком

Французская организация по защите прав потребителей UFC-Que Choisir провела масштабное исследование, в котором выяснилось, что 85% всех онлайн-промоакций на китайских маркетплейсах, таких как Temu и Shein — фиктивные. Настоящие скидки на товары составляют крайне низкий процент.

Эксперты изучили почти тысячу объявлений на популярных китайских торговых площадках Temu и Shein. Также были изучены предложения на Amazon, Zalando и Cdiscount. Специалисты выяснили, что подавляющее большинство «старых цен», на фоне которых показываются «выгодные» предложения, не имеют ничего общего с реальностью. Это или рекомендованные, или просто придуманные цифры.

По правилам ЕС за основу должен браться минимальный ценник за последние 30 дней, а не максимальный и полугодичной давности.  

Пример: Temu или Shein обещают -30%, по факту покупатель экономит 10% в лучшем случае. Shein за такие махинации с ценами уже получила штраф на 40 миллионов евро.

Что касается Temu, то скидки там будто не заканчиваются никогда. Баннеры с «-90%», «распродажа дня», «только сейчас», «приз за вход» появляются чуть ли не на каждом экране. Temu активно использует геймификацию вроде «Колесо удачи с бонусами», «Пригласи друзей — получи купон», «Открой коробку — выиграй подарок». Эти фишки побуждают пользователя заходить чаще и тратить больше. Часто система предлагает «бонусы за активность», но они действуют ограниченное время и заставляют покупать быстрее.

В действительности на Temu почти все товары — это искусственно завышенные «старые» цены, к которым якобы применяют скидку, даже если товар никогда не продавался по первоначальной цене. Такой психологический прием создаёт ощущение постоянной выгоды, хотя в действительности реальных скидок нет.

UFC‑Que Choisir уже обратились в Еврокомиссию, требуя запретить подставные «старые цены» и ввести единые стандарты по расчету скидок.

Между тем, в Казахстане в Законе «О защите прав потребителей» есть пункт о запрете недостоверной информации о товаре. Надзор ведут несколько ведомств — от Агентства по защите и развитию конкуренции до департаментов по защите прав потребителей.