Антифрод-центр и потенциальные риски мошенничества, паразитирующие на использовании его имени
Антифрод-центр, функционирующий на платформе АО "Национальная платежная корпорация Национального банка Республики Казахстан", представляет собой важный инструмент в борьбе с мошенничеством в финансовом секторе. Он обеспечивает круглосуточный обмен данными о подозрительных транзакциях между финансовыми организациями, правоохранительными органами и операторами связи. Учитывая, непрекращающийся рост мошенничества, инструмент явно необходимый.
Антифрод-центр позволяет финансовым организациям, таким как банки второго уровня и платежные системы, обмениваться данными о подозрительных транзакциях. Если банк выявляет возможное мошенничество, он приостанавливает операцию и передает информацию в Антифрод-центр. Далее информация анализируется правоохранительными органами, которые принимают решение о дальнейших действиях. В случае подтверждения мошенничества, информация вносится в базу данных о мошеннических операциях.
В целом описанное взаимодействие напоминает процесс, уже существующий в рамках законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе, процесса информирования об операциях, подлежащих финансовому мониторингу, подозрительных операций.
Вместе с тем, с расширением деятельности Антифрод-центра возрастает риск использования наименования данного центра третьими лицами для целей мошенничества. С учетом важности функций Антифрод-центра, мошенники могут использовать его имя для реализации своих преступных мошеннических схем. Стоит отметить, что мошенники зачастую могут прикрываться наименованиями различных государственных органов или международных организаций, чтобы ввести своих жертв в заблуждение и снова обмануть, надеясь на то, что жертва увидев узнаваемое наименование решит безусловно ему довериться. Ранее такие истории были с использованием наименования Национального Банка, ЕАГ, ФРБ, Интерпола и многих других.
Учитывая вышесказанное, важно учитывать следующие потенциальные риски:
- Фальшивые звонки и сообщения. Мошенники могут выдавать себя за сотрудников Антифрод-центра и обращаться к физическим лицам с просьбой предоставить личную информацию или подтвердить транзакции. Эти контакты могут выглядеть как легитимные и вызывать доверие, но доверять им разумеется не стоит.
- Фальшивые электронные письма и веб-сайты. Мошенники могут создавать поддельные электронные письма или фишинговые сайты, которые имитируют официальные коммуникации Антифрод-центра, чтобы собирать личные данные.
- Манипуляции с данными. Используя фейковую информацию о работе Антифрод-центра, мошенники могут пытаться воздействовать на банки и другие финансовые учреждения для различных манипуляции с транзакциями или банковской тайной.
Чтобы не допустить реализации таких рисков, важно придерживаться некоторых рекомендаций:
- Проверяйте подлинность контактов. Если вы получаете звонок или сообщение от лица, представляющегося сотрудником Антифрод-центра, не передавайте личную информацию и не выполняйте никаких действий, которые могли бы скомпрометировать ваши данные. Свяжитесь с организацией напрямую по официальным контактам, чтобы проверить подлинность запроса.
- Не паникуйте и не торопитесь. Не поддавайтесь панике при получении сомнительных запросов, в которых у вас под различными надуманными поводами требуют предоставить ваши данные, логины, пароли в банковские приложения и прочее. Как правило мошенники на данном этапе предпочитают значительно нагнетать ситуацию, оказывать давление и максимально сжимать время, которое нужно для анализа и критического мышления с вашей стороны.
- Будьте осторожны с электронными письмами и веб-сайтами. Никогда не кликайте на ссылки и не открывайте вложения в подозрительных электронных письмах. Всегда проверяйте URL веб-сайта и его безопасность (например, наличие значка замка в адресной строке), проверяйте на кого зарегистрирован сайт. Данная рекомендация является базовой для вашей цифровой гигиены.
- Используйте официальные каналы связи. Все вопросы и подозрения по поводу транзакций и операций следует решать через официальные каналы связи, предоставляемые вашим банком или финансовым учреждением. Переписка с рандомным номером в Whatsapp или Telegram к таким точно не относится.
- Не раскрывайте личную информацию. Не предоставляйте личные данные или информацию о ваших банковских операциях, если вы не уверены в подлинности запроса.
- Обновляйте системы безопасности. Регулярно обновляйте антивирусное программное обеспечение и следите за безопасностью ваших онлайн-аккаунтов, чтобы защитить свои данные от несанкционированного доступа. Не теряйте гаджеты, выходите из учетных аккаунтов если пользуетесь сторонними гаджетами, например, компьютером в интернет-кафе.
- Повышайте осведомленность. Ознакамливайтесь с нормативными правовым актами, которые затрагивают вопросы функционирования Антифрод-центра, защиты персональных данных и прочее. Чтобы знать данные требования не обязательно быть профессиональным юристом.
Соблюдение простых, но эффективных мер предосторожности поможет защитить вас от мошенников и сохранить ваши финансовые данные в безопасности. Если у вас возникают сомнения по поводу каких-либо коммуникаций, всегда лучше перепроверить информацию и действовать осторожно.