BINY: как работает казахстанский Uber для дальнобойщиков

BINY: как работает казахстанский Uber для дальнобойщиков

Каждый день по трассам Казахстана тысячи фур перевозят продукты питания, медикаменты, бытовую химию, одежду, мебель, стройматериалы, гаджеты и многое другое. Каждый тенге, потраченный производителем на магистральную перевозку, увеличивает конечную стоимость товара на полке магазина. IT-предприниматель Асет Хасенов предложил рынку цифровое решение BINY, которое создает прозрачные коммерческие отношения на рынке логистики и открывает товаропроизводителям прямой доступ к магистральным перевозкам в один клик.

 Асет Хасенов, СЕО BINY

Асет, вы разработали сервис BINY по концепции "Uber для дальнобойщиков". Расскажите, как именно он работает и кому будет полезен?

BINY — это первый в Казахстане digital-экспедитор, который помогает клиенту перевезти груз в другой город или страну по самой выгодной цене, при этом безопасно и прозрачно.

Мы оцифровали все этапы работы традиционного экспедитора: BINY находит перевозчика с подходящей машиной, определяет стоимость, назначает дату и время погрузки и разгрузки, отслеживает месторасположение и статус груза в режиме онлайн, полностью автоматизирует процессы оплаты и предоставляет обеим сторонам необходимые документы. BINY уже доступен для клиентов и перевозчиков в веб-версии и для водителей на платформе Android. Сейчас команда разрабатывает клиентские мобильные приложения для iOS и Android-устройств.

По нашим подсчетам, сервис поможет клиентам сократить операционные расходы на 30% и экономить до 20% на перевозках. Учитывая ежедневный денежный оборот этой индустрии, это колоссальные суммы.

Потенциальный вклад BINY в несырьевой сектор экономики страны и всего центральноазиатского региона огромен. Наша платформа позволяет открывать новые торговые потоки внутри страны и за ее пределами, масштабировать бизнесы партнеров, доставлять грузы дешевле, быстрее и безопаснее.

Кто ваши потенциальные клиенты? Это только крупные объемы или Binу может воспользоваться любой желающий, например, разово отправить небольшой груз из Астаны в Алматы?

Партнеры BINY — это малый и средний бизнес, крупные товаропроизводители. Для перевозчиков у нас нет никаких лимитов. Владелец одной фуры или крупный автопарк — любой может стать нашим партнером после регистрации и прохождения проверки в приложении.

Клиентами на данный момент являются: Prima Distribution, Gorilla Energy, "Алтын-Алма". В ближайшее время к системе подключатся еще более 10 казахстанских крупных товаропроизводителей и дистрибьюторов. Ежедневно в приложении размещается более 50 заказов на транспортировку грузов по разным направлениям Казахстана и СНГ.

Наш первый корпоративный перевозчик — национальная компания "Казпочта". У "Казпочты" большой парк грузовых автомобилей для перевозки на дальнемагистральные расстояния. В те периоды, когда объемы посылок падают, с помощью BINY машины могут выполнять коммерческие рейсы и зарабатывать дополнительные деньги.

Как вы оцениваете потенциал цифровых решений на рынке логистики Казахстана? Есть ли у вас конкуренты и что отличает BINY от других подобных сервисов?

На рынке логистики много игроков, в том числе тех, кто создал цифровые площадки по разным моделям электронных досок объявлений. Есть казахстанское IT-решение, работающее по концепции Last mile, оно оцифровало внутригородскую доставку.

Именно по выбранной нами модели в Казахстане аналогов нет. Глобально в США и Европе давно и успешно работают подобные сервисы — тот же Uber Freight, Convoy, Sennder, E2 Open. Ниша была свободна и мы создали BINY — первый в Казахстане freight-tech проект, ориентированный на магистральные перевозки. По официальным данным, емкость казахстанского рынка автомобильных перевозок — 1,9 млрд долларов или примерно 921 млрд тенге в год. Но, я думаю, что реальные цифры намного больше, так как большая часть рынка работает в тени.

Эту проблему также решает цифровизация. BINY минимизирует коррупционную составляющую в логистических цепочках и создает прозрачные коммерческие отношения. Все заказы в системе регистрируются официально и оплаты производятся на банковские счета. В итоге выиграют все стороны: и заказчики, и перевозчики, и государство, ведь это значительные суммы, которые в виде налоговых поступлений будут пополнять бюджет. Соответственно, это позволит улучшить транспортную инфраструктуру, строить новые дороги, оборудовать комфортные стоянки на трассах, качественные пункты питания и многое другое.

Предлагаю углубиться в специфику приложения. Вы упомянули понятие "справедливая цена". Каким образом сервис будет формировать эту цену? Как работает BINY с точки зрения IT?

У нас нет фиксированной цены по формуле 1 кг груза*1 км пути. Алгоритмы машинного обучения BINYучитывают маршрут, габариты груза, расстояние и время поездки, сезонность, климатические условия, необходимое время для отдыха водителя, цену на топливо, спрос, частоту заказов и многие другие параметры. На базе огромного массива таких данных с помощью технологии предиктивной аналитики формируется справедливая цена перевозки.

На сегодня открыто 96 000 маршрутов по 10 категориям, доступны 5 видов автотранспорта и 4,8 миллиона вариаций стоимости. Наша команда собирает очень много информации, чтобы аналитический ресурс BINY улучшался с каждым днем.

Можем более подробно разобрать один критерий — сезонность. За ним кроются много важных факторов, определяющих стоимость перевозки. Зимой цена вырастает до 20%, при этом объемы перевозок значительно меньше, чем летом. Это наша климатическая особенность, уходит топливо на прогрев машины, керосин дороже, простои из-за буранов или гололеда. Например, чтобы холодильная установка работала, двигатель должен быть включен. За 1 час простоя 26 литров топлива просто улетают в атмосферу! Именно такие факторы влияют на ценовое предложение. И мы как data-oriented, можем предсказывать данные изменения и выдавать за секунды стоимость перевозки.

Также мы внедряем дополнительные фишки в систему. У нас есть опция цифрового страхования груза. В будущем внедрим рейтинговую систему по примеру Uber. Эта система позволит выстраивать цивилизованные отношения с обеих сторон. Водитель сможет пожаловаться на заказчика, если, например, затягивается время на погрузке или уже в пути меняются условия перевозки. Заказчик же в свою очередь стандартно оценивает качество работы водителя: состояние машины, соблюдение правил перевозки груза, дисциплинированность, пунктуальность и т. д.

Сервис для водителей будет платный или бесплатный?

В первое время — будет бесплатный. Нам важно получить качественную обратную связь и от перевозчиков, и от клиентов, чтобы докрутить сервис до такого качества, когда за него будут готовы платить. В будущем введем монетизацию — это будет комиссия, взимаемая с водителей. Для отправителей груза сервис всегда будет бесплатный, они оплачивают лишь стоимость перевозки.

Какие планы по масштабируемости BINY? Готов ли продукт к запуску на других рынках?

Мы не ограничиваемся только внутренним рынком. Большая территория, географическое расположение в центре Евразийского пространства, экспортный потенциал Казахстана позволит BINYоткрывать новые возможности для масштабирования бизнеса наших пользователей во всех странах, куда можно довезти груз по автомобильным магистралям.

У нас много перспектив для роста. Вокруг очень крутые рынки: Узбекистан, Кыргызстан, Прикаспийский регион. Китай — это целый пласт возможностей, которые мы также рассматриваем. Мы будем активно развивать перевозки из Узбекистана -– товарооборот колоссальный, особенно весной и летом. Армения, Турция — очень интересные маршруты, здесь точка роста для мультимодальной доставки в будущем.

Я не исключаю возможность оцифровки на базе BINY таможенной декларации. Будем рассматривать все возможные варианты для развития платформы.

Как, на ваш взгляд, казахстанский рынок логистики пережил постпандемийный синдром, экономические потрясения и беспрецедентные санкции в адрес России, с которой у нас самая протяженная наземная граница в мире?

Транспортная логистика, как и другие сферы экономики, трансформируется под давлением внешних и внутренних факторов. По итогам 2022 года, сложившиеся десятилетиями торговые потоки изменились: раньше грузы перетекали из России в Казахстан, сейчас наоборот товары приходят к нам из Турции, Ирана, Китая, а потом уже в РФ. Европа начала активно работать с нашими и кыргызстанскими компаниями. По официальной статистике, за 2022 год объем транзитных перевозок автотранспортом в Казахстане вырос на 20%.

В свою очередь, есть и негативные для нас последствия. Российские водители, пытаясь обойти санкции, регистрируют свои машины в Казахстане и продолжают ездить в Европу с нашими номерами. Итогом такой спекуляции стал дефицит дозволов и резкий рост цен на перевозку. Чтобы понимать степень влияния происходящих в довольно закрытом мире логистики событий, я хотел бы напомнить, что каждый тенге, потраченный на перевозку, в конечном итоге отразится на цене товара. А это все то, что мы, обычные казахстанцы, покупаем каждый день: продукты питания, предметы гигиены, бытовая химия, одежда, мебель, бытовая техника, стройматериалы, автомобили, гаджеты и многое другое.

Я считаю, что мы должны на серьезном уровне воспринимать важность и необходимость развития и цифровизации казахстанской логистики. Это стратегически важная сфера для национальной экономики, залог продовольственной безопасности, обеспечения населения медикаментами и многими другими необходимыми товарами.

В постоянно меняющемся мире трудно установить доверительные отношения. Тем более, грузовые перевозки очень консервативная сфера, каким образом вы будете учить бизнес и водителей переходить на онлайн-решения?

Мы часто общаемся с водителями и знаем их боли. Зачастую перевозчики сами становятся жертвами своего бизнеса: их обманывают с оплатой, сделки проходят неофициально, груз чаще всего не застрахован и вся материальная ответственность возлагается на водителя. Многие не обладают базовыми знаниями по бухгалтерии, налогообложению, юриспруденции, чтобы выйти в белую зону. Мы объясняем им все плюсы, что с BINY не нужно переживать за документы, нужно только хорошо делать свою основную работу — перевезти груз в целости и сохранности из точки А в точку Б.

У нашей команды есть академические степени phD по логистике, полученные в университетах Венгрии и Южной Кореи, а также реальные знания и предпринимательский опыт в сфере перевозок, и мы верим, что наша экспертиза сделает BINY полезным бизнес-инструментом для каждого казахстанского товаропроизводителя и каждого владельца большегруза.