eSIMin ne? Вопросы виртуализации SIM-карт

eSIMin ne? Вопросы виртуализации SIM-карт

Доберется ли невидимая рука рынка до застрявшей на конвейере электронной "симки", чтобы протолкнуть, наконец, этот продукт в массы?

В Казахстане в год продаётся порядка 10 млн. SIM-карт, если судить по размерам рынка, миграции абонентов и деятельности отдельных мобильных операторов. Чуть меньше продаётся мобильных телефонов, смартфонов, а также всевозможных устройств, имеющих слоты для SIM-карт.  С уровнем проникновения мобильной связи в примерно 150% или более 26 млн. мобильных номеров Казахстан является значительным рынком мобильной связи в регионе.

Такие серьезные объемы продаж и подключений услуг мобильной связи реализуются операторами мобильной связи, в основном, за счёт развития и поддержки собственных сетей продаж, дилеров, дистрибьютеров, партнеров в торговых сетях по продаже электроники (по различным данным, такие торговые сети, как Sulpak, Technodom и другие суммарно продают от 2 до 3 млн. мобильных номеров в год). В стране реализован механизм Mobile Number Portability – смены оператора без необходимости менять номер мобильного телефона.

Подобные усилия, продажи, партнерства, сервис – основа деятельности мобильных операторов, поле для их конкуренции. Организация объемов продаж – одна из главных статей их совокупных затрат. Сейчас операторы фокусируются не просто на продажах SIM-карт с номерами телефонов, а интегрируют их с мобильными устройствами, открывая магазины под собственными брендами, такие как, например, Kcell Store.

При этом и в мире, и в Казахстане всё чаще говорят о применении технологии виртуализации SIM-карт - eUICC (Embedded Universal Integrated Circuit Card), более известном как eSIM, или embedded (то есть, встроенная) SIM. eSIM – способ интегрировать продажи услуг мобильных операторов ещё глубже с продажами мобильных устройств. Когда физическая SIM-карта становится не нужна, и уже встроена в мобильный телефон, это упрощает процесс продажи, активации и подключения услуг – так называемые встроенные коммуникации – он встроены прямо в смартфон.

Это подход, декларируемый (и уже реализуемый, хотя не так активно) законодателями мод мобильного мира Apple. Именно они, а также Samsung, начали развитие виртуальных SIM-карт в своих устройствах (первый бум технологии пришелся на 2016 год и совпал с бумом умных часов), что в итоге превратилось в индустриальный стандарт, поддерживаемый такой организацией как GSMA (которая ведает развитием мобильной связи в принципе). Теперь линейка iPhone XS – устройства с полноценным eSIM внутри.

Это удобно, просто, быстро для потребителя, а также экономит пластик и трудозатраты мобильным операторам. Но почему-то не «летит». Главный вопрос – рыночный. Операторы, которые должны поддерживать eSIM технологически, немного тормозят процесс. Именно им предстоит подключать виртуальные SIM-карты с предустановленным или скачиваемым (процесс называется OTA – over the air) на встроенный в телефон чип профилем мобильного пользователя.

Производители смартфонов смогут выбирать себе мобильного оператора-партнера и продавать их мобильные номера, уже встроенными в продаваемые смартфоны. Впрочем, как и сети продаж электронной техники. Следовательно, и диктовать условия тем же мобильным операторам.

Культура контрактных смартфонов, да и упомянутая выше продажа мобильных устройств мобильными операторами напрямую конечным пользователям – явление для Казахстана новое. Каждый мобильный оператор продаёт максимум 100 тыс. смартфонов в год, а значит, виртуализация SIM-карт – дело недалекого будущего. Стартапы вроде Nommi (мобильный модем, раздающий WiFi в любой стране мира и работающий в бесшовном роуминге с парой сотен мобильных операторов) уже нуждаются в eSIM. Такие проекты бьют в самую больную точку мобильных операторов: конечному пользователю важен не цвет SIM-карты, а связь в любом месте.

В целом, eSIM – технология, не просто обеспечивающая удобство пользователя. Американская AT&T совместно с производителем SIM-карт и похожих решений Gemalto заявили недавно, что будут массово использовать eSIM для развития IoT (Интернета вещей) на базе технологии LTE-M[. Действительно, IoT-устройство – датчик, трекер или какой-нибудь кассовый аппарат – не лучший кандидат на установку SIM-карты, прописывание номера телефона и подключения услуг даже over the air. Такие технологии IoT как LPWAN в принципе не имеют в терминальных устройствах никаких SIM-карт.

Кроме того, по заявлениям производителей таких решений, eSIM – это несколько более безопасный способ хранения пользовательских профилей, чем кусочек пластика с чипом. А в IoT – ещё и дополнительный способ защиты на уровне передачи данных по мобильной сети.

В целом, eSIM и виртуализация физических чипов подключения к мобильным операторов – вопрос нескольких лет. Потом можно будет выкинуть весь пластик. Хотя что-то похожее уже предрекали банковским картам.