Финансовый бум в Центральной Азии: цифровизация делает необанки лидерами рынка
Расскажем, каким образом необанки реализуют свои преимущества в сравнении с традиционными банками, какие необанки уже присутствуют на рынке Центральной Азии и как они влияют на традиционных игроков в индустрии.
Команда red_mad_robot Central Asia провела анализ рынка Центральной Азии и делится инсайтами о финансовом секторе.
Что такое необанки
Необанки — финансовые организации с базовыми банковскими услугами, которые работают в формате виртуального банка без физических отделений. Такое определение дано в отчёте крупной испанской компании BBVA в 2016-м году.
С тех пор термин не поменял своё значение. Для взаимодействия с клиентом банк выпускает приложение. Достаточно иметь смартфон с интернетом, чтобы получить круглосуточный доступ к своим деньгам и услугам необанка. Люди оформляют ипотеки, берут кредиты, открывают вклады без посещения офиса. Именно это и сделало необанки популярным инструментом в финансовом секторе.
Необанк с самым большим капиталом — британский Wise с капиталом $13 млрд. Далее идут американский Robinhood ($6.2 млрд) и бразильский NuBank ($3.9 млрд)
Чем необанки отличаются от традиционных банков
Традиционные банки также переходят в диджитал-среду и создают приложения для своих продуктов. Но это не делает их необанками. Ключевое отличие между ними — в бизнес-модели:
- Традиционные банки стремятся предоставлять как можно больше финансовых услуг для физических и юридических лиц.
- Необанки ориентируются на целевую аудиторию и предлагают нестандартные возможности, которых нет в обычных банках.
Покажем нестандартные возможности необанков на мировых кейсах:
- В Robinhood у клиентов есть доступ к бесплатному приложению для торговли акциями, опционами, криптовалютами и другими активами.
- В швейцарском Neon bank — бесплатные межбанковские переводы и депозиты, размещённым в ценных бумагах. Деньги доступны в любое время, а с 2020 года работают переводы в WhatsApp.
- Aspiration ориентируется на этику и благотворительность. В приложении американского банка клиент сам устанавливает размер комиссии, который считает справедливым. Можно поставить ноль, если считаешь, что транзакция должна пройти бесплатно.
- Ещё один необанк США Chime не берёт комиссии — ни за обслуживание, ни за овердрафт, ни за снятие наличных со счёта. Банк не проверяет кредитоспособность клиента и не устанавливает минимальную сумму для оформления депозита.
Необанки vs. Цифровой банкинг
Необанки отличают низкие комиссии или полное их отсутствие. Чаще всего это не совсем банки, а ИТ-компании. Их запускают на деньги инвесторов и в зависимости от размера инвестиций формируют тарифы для клиентов. Чем больше капитал, тем более выгодные тарифы. Не все необанки получают банковскую лицензию, их задача — наладить сотрудничество с банками, чтобы легально предоставлять платёжные услуги.
Необанк развивается, только если в стране или регионе работает концепция Open Banking. Она позволяет финансовым организациям обмениваться данными клиентов и банковской тайной. Такая концепция позволяет, например, создать приложение, где можно управлять картами из разных банков, где у клиента открыты счета. Компания Money Connect успешно реализовала эту идею.
Не во всех странах существует законодательство, поддерживающее концепцию Open Banking, что ограничивает развитие необанков. В таких странах активно развивается цифровой банкинг, который представляет собой внутреннюю экосистему крупного банка и функционально напоминает необанкинг.
Центральная Азия — регион, который быстрыми шагами идёт в сторону открытого банкинга.
Финтех и необанки в Центральной Азии
- Растёт темп внедрения финансовых инструментов
По данным Евразийского банка развития (ЕАБР), лидером в Центральной Азии по уровню финансового развития является Казахстан. По состоянию на 1 апреля 2022 года в Казахстане действовали 22 банка. Доля пяти крупнейших банков в активах банковского сектора составила 64,7%.
" Рынок Казахстана стремительно развивается. Традиционный банкинг внедряет удалённое обслуживание и трансформируется в необанки. Нефинансовые компании, например, телеком, внедряют собственные финансовые инструменты. Государство активно драйвит цифровизацию в регионах, запуская образовательные инициативы и развивает ИТ-хабы. Всё это превращает казахстанский финтех в быстрорастущий рынок, привлекательный для иностранных компаний ", — Агиис Конкабаева, CЕО red_mad_robot central asia.
- Больше людей получают доступ в интернет
Важный драйвер внедрения финансовых инструментов — распространения интернета. Банки и финансовые компании получают больше клиентов там, где у населения больше доступа к сети. Казахстан — явный лидер в Центральной Азии.
Казахстан следит за проникновением интернета не только в городах, но и в сёлах. 92% населения пользуются интернетом. Это больше, чем в Европе (80%) и на американских континентах (60%).
При этом трафик идёт не только из крупных городов, но даже из сёл. В 2020-м году доля пользователей интернета в сёлах и городах Казахстана находилась на одном уровне — 92%. Развитию сети в регионах помогла государственная программа "250+". Операторы открыли доступ к высокоскоростному мобильному интернету в населённых пунктах, где проживает как минимум 250 человек.
- Прорыв в цифровизации банковских сервисов в Казахстане
Правительство РК постепенно шло к тому, чтобы развивать финтех-рынок. В 2021 году заработала программа "Технологический рывок". Цель — глобальная цифровизация многих сфер жизни — от образования и сельского хозяйства до финансового сектора.. Примеры — создание ИТ-школ, рост ИТ-экспорта, предоставление любых государственных услуг за 5 минут на смартфоне.
Сегодня в стране 20+ цифровых банков, 150+ финтех-компаний и 236 микрофинансовых организаций.
Финтех-тренды в Казахстане
- Открытый банкинг
Полезное для финтеха государственное решение — проникновение открытого банкинга, без которого необанки не могут существовать. В Казахстане за это отвечает концепция развития Open API и Open Banking. К 2025 году можно будет предоставлять доступ к данным своих клиентов третьим сторонам с согласия самих клиентов.
Развитие открытого банкинга идёт полным ходом. Некоторые компании используют концепцию для создания финансовых продуктов.
- Необанкинг
Появление необанков — актуальная история для географии Казахстана. Больше 40% населения проживает в регионах — сёлах, посёлках, где нет банковских отделений. Зато благодаря программе "250+" есть интернет.
Главные необанки Казахстана:
- Simply — электронный кошелёк с быстрой регистрацией и удобной оплатой онлайн-платежей.
- Tayyab — цифровая исламская карта. Удобная платёжная система для мусульман — помимо финансовых услуг Tayyab можно быстро найти ближайшую мечеть или халал-кафе, рассчитать закят.
- OGO — финансовый сервис от мобильного оператора Kcell, Jusan Bank и MasterСard. Можно открывать счёт, выпускать карты, брать кредит, совершать онлайн-платежи.
- Биометрия
В РК создают национальную платформу биометрической идентификации. К 2024 году цифровые платформы смогут использовать биометрические данные для предоставления финансовых и нефинансовых услуг. Это упростит процесс регистрации в финтех-сервисах — вместо подачи заявлений и предоставлении документов, достаточно в один клик подтвердить свою личность.
Компании также используют биометрию. Стартап Alaqan technologies внедрил оплаты с помощью ладони, а в Biometric развивают решения, которые позволяют распознавать и обрабатывать лица пользователей для их регистрации в разных информационных системах.
- Удалённое обслуживание клиентов
Более 15 миллионов операций ежедневно через цифровой банкинг. 8 из 10 безналичных операций проходят онлайн (82,5%)
Развитие цифрового банкинга легче проследить на примере Евразийского банка. 80% всех заявок на кредиты банк получил онлайн — лишь пятая часть клиентов приходила для этого в отделения. 50% депозитов было открыто также онлайн.
Суперапп банка Kaspi позволяет получать документы прямо в своём приложении. В разделе "Цифровые документы" можно получить справки о пенсионных накоплениях, о выплатах пенсий и пособий, о социальных отчислениях.
- Развитие сервисов для МСБ
В 2022 году доля МСБ (малого и среднего бизнеса) в ВВП Казахстана достигла 33,5%. Рынок растёт, как и спрос на финансовые и нефинансовые сервисы для бизнеса. В РК такие сервисы создают в том числе крупные банки.
Любой вопрос, связанный с бизнесом, решается в приложении — остаётся лишь выбрать банк, где подключены нужные решения:
- Halyk Bank и Jusan Bank открыли возможность сдавать налоговую отчётность по форме 910 — это форма для ТОО и ИП на "упрощёнке".
- Halyk Bank, Банк ЦентрКредит и Bereke Bank внедрили интеграцию своих сервисов с 1С.
- В ForteBank добавили интеграцию с ОФД (операторами фискальных данных).
- Kaspi Bank запустил сервис "Kaspi Касса". Формирует фискальные чеки после приёма оплаты через Kaspi POS, POS-терминалы других банков и наличными, а информацию о них автоматически отправляет в налоговые органы.
- Halyk Bank и ForteBank помогают проводить проверку контрагентов прямо в приложении.
Итоги
- Необанки отличаются от традиционных банков финансовой моделью. У необанков нет физических отделений, они ориентируются на свою аудиторию, используют данные банков и предлагают своим клиентам нестандартные возможности — бесплатное обслуживание, выгодные ставки по кредитам, нефинансовые сервисы (продукты для МСБ или исламский банк).
- В Центральной Азии активно развивается финтех. На государственном уровне создаётся благоприятная среда для массового запуска необанков и финансовых инструментов — увеличивается проникновение интернета, запускаются инициативы по развитию Open API и Open Banking.
- Одним из лидеров финансового сектора в Центральной Азии — Казахстан. Государство поддерживает финтех, инвестирует в открытый банкинг и биометрию. Банки трансформируются в экосистемы и развивают удалённое обслуживание клиентов.