Где учиться на технического специалиста? Обзор образовательных программ в разных странах

Где учиться на технического специалиста? Обзор образовательных программ в разных странах


По оценкам Всемирного банка, к 2030 году доля цифровой экономики в ВВП в глобальных масштабах составит порядка 25% или даже больше. Однако одним из сдерживающих развитие цифровой составляющей экономики факторов является недостаточное количество кадров с соответствующими скиллами. Тем, кто хочет найти себя в сфере ИКТ, необходимо тщательно выбирать, куда пойти учиться – от этого во многом будет зависеть и уровень зарплат, и скорость движения по карьерной лестнице, и перспективность будущих проектов.

На данный момент острую потребность в специалистах в области ИКТ ощущают практически во всех странах мира, и Казахстан не стал исключением. Так, по данным Департамента развития отрасли информационных технологий страны, не хватает почти 50 тысяч IT-специалистов, т.е. трети от тех, которые уже есть. 

Решать проблему необходимо на уровне государства – в каждой из стран это осознают и принимают различные меры в нескольких направлениях. Самый простой способ – привлечь иностранных специалистов, предоставив им выгодные условия для релокации. В краткосрочной перспективе он решает множество кадровых проблем. Второй вариант – взращивать кадры внутри страны. Он, безусловно, более затратный и сложный, но зато является приоритетным для государства, так как сработает на перспективу.

Последнее важно учитывать еще и потому, что потребность в айтишниках будет только нарастать. Ведь технологии развиваются достаточно быстро, цифровизация охватывает все больше отраслей, так что даже в тех сферах, где ИТ-составляющая не является базовой, появляется потребность в специалистах с соответствующими скиллами.     

Куда пойти учиться на айтишника? 

У каждого, кто решит связать свою жизнь с ИТ, есть несколько путей для развития в этом направлении. Самый быстрый – специализированные курсы. При этом надо понимать: даже при острой нехватке айтишников большинство работодателей предпочитают нанимать людей с профильным образованием, к тому же более высокого уровня, чем «джун». Так что курсы могут дать отличную базу для входа в индустрию, однако потом придется серьезно работать над навыками, т.е. в любом случае учиться дальше, углублять знания, получать практический опыт. 

Более фундаментальный подход – получение профильного высшего образования. Это, безусловно, потребует больше времени, однако и откроет новые возможности. В сегодняшних реалиях вузы не только допускают параллельную учебе работу, но и приветствуют ее, помогая в поисках стажировок, практик и пр. При этом некоторые из них дают возможность расширить границы обучения за счет сотрудничества с учебными заведениями и бизнесом других стран – это позволяет быстрее набраться релевантного потребностям крупных работодателей опыта, попробовать свои силы в разных масштабных проектах, определить направление для будущего развития. 

Посмотрим на некоторые возможности для обучения в сфере ИТ в нескольких странах.

Например, в Узбекистане в 2022 году открылся Цифровой университет IT-Park University. Этот проект интересен тем, что он практикоориенитрован и имеет тесные связи с индустрией, так как его основатели – IT Park Министерства по развитию ИТ и коммуникаций страны и IT-компания EPAM Systems. Среди особенностей молодого вуза – гибридный формат обучения, разнообразные международные стажировки (причем, с первого курса) и активное сотрудничество с глобальными ИТ-компаниями. Таким образом, в портфолио выпускников  ITPU будут участие в реальных проектах и опыт работы в интернациональных командах. 

В Казахстане лидером заявлен Евразийский национальный университет имени Л.Н.Гумилева. ЕНУ активно реализует программы сотрудничества с вузами разных стран и крупными компаниями, в том числе в сфере ИТ. Также в столице с 2019 года обучает передовым специальностям Astana IT University — один из самых молодых вузов Казахстана. Алматинский  Международный университет информационных технологий (МУИТ) соответствует международным стандартам и обладает высоким уровнем трудоустройства (83% по направлению «Информационные системы»). Особой популярностью среди казахстанской молодежи пользуются школы программирования, такие как ALEM, Decode, Omnium, nFactorial и другие. Школы функционируют во многих городах, а также предоставляют возможность онлайн обучения. Кроме того, в рамках программы TechOrda от технопарка Astana Hub у желающих есть возможность выиграть грант на обучение.

В Азербайджане Агентство Инноваций и Цифрового Развития (IDDA) с 2021 года  реализует проект стипендиальной программы, ориентированной на создание в стране банка специалистов в области ИКТ и удовлетворения потребностей рынка труда. Хотя программа молодая, ее эффективность уже доказана результатами: в 2023 году число стипендиатов превысило 4 тысВ 2024 году же планируется выделить стипендии для 5000 человек, в том числе и в регионах. Также на базе программы будут создаваться профессиональные сообщества. 

Кроме того, при содействии IDDA в Азербайджане реализуется и ряд международных инициатив. В их числе Azerbaijan Cybersecurity Center, созданный при поддержке технологического университета Израиля «Технион» для реализации передовых программ обучения и подготовки следующего поколения азербайджанских специалистов по кибербезопасности. Одна из задач центра – в течение трех лет обучить порядка 1000 местных специалистов, из которых не менее 15 человек станут высококвалифицированными инструкторами. Еще один пример – сотрудничество Агентства с известной во всем мире школой Holberton, которая занимается подготовкой ИКТ-кадров на базе методологии peer-to-peer обучения. На данный момент количество людей прошедших обучение уже достигла 170 человек. 

Резюме

Приведенные примеры показывают, что сегодня у желающих строить свою карьеру в сфере ИКТ есть широкий выбор вариантов обучения. Главное – помнить, что развитие ИТ-скиллов требует инвестиций сил и времени: несмотря на кадровый голов в этой сфере, работодателям нужны квалифицированные специалисты, на которых можно будет положиться, ведь от них будет зависеть эффективность процессов и конкурентоспособность бизнеса.