«ИИ – помощник, а не тот, что дает списывать»: воркшоп по цифровой трансформации образования

«ИИ – помощник, а не тот, что дает списывать»: воркшоп по цифровой трансформации образования


25 апреля на базе Алматинского гуманитарно-экономического университета (АГЭУ) состоялся практический воркшоп Teachers’ Summit «Мастер-учитель: цифровая трансформация и искусственный интеллект». Педагоги со всего Казахстана собрались, чтобы обсудить, как новые технологии — от ChatGPT до Perplexity и TikTok — меняют формат преподавания и открывают возможности для персонализации обучения.

ИИ в образовании: польза, риски и вызовы

В условиях, когда нейросети становятся привычным инструментом, перед учителями стоят новые задачи: как использовать ИИ для автоматизации рутинных процессов, не теряя личного контакта с учеником? Как грамотно применять цифровые платформы для вовлечения детей в учебный процесс?

Валерий Корвяков, ректор Алматинского гуманитарно-экономического университета отметил:

«К счастью или к сожалению, сегодня учитель перестаёт быть единственным и безусловным источником знаний для учеников. Это новая реальность — и, безусловно, это вызов для всей системы образования. Но я уверен, что в ходе сегодняшнего мероприятия мы найдём ответы на ключевые вопросы: как реагировать на вызовы времени, как адаптироваться к изменениям, как учить и учиться в этом стремительно меняющемся мире».

Татьяна Белоусова, победитель Национальной Премии «Учитель Казахстана» 2024 года, подчеркнула:

«Учителя под угрозой? Это надумано. Искусственный интеллект — инструмент, не замена. Он не может вдохновить, не может понять боль, не может услышать тишину. Важно научиться использовать их так, чтобы сохранить доверие и внимание детей».

С ней согласился Мирлан Джусамбаев, финалист Национальной Премии «Учитель Казахстана» и преподаватель Назарбаев Интеллектуальной школы в Таразе. Он отметил:

«Spotify знает, что мы послушаем вечером. Netflix угадывает наше настроение. А значит, и образование может стать таким же персонализированным. Соцсети — это не только про развлечения. Это мощный инструмент вовлечения. Если дети часами сидят в TikTok — значит, туда и надо нести знания. Учитель сегодня — это не только в классе, но и в ленте».

Педагоги обсудили, как ИИ и другие цифровые платформы могут стать эффективными инструментами вовлечения школьников. Особое внимание уделили вопросам этики и безопасности при работе с ИИ в школьной среде, а также персонализации и геймификации учебного процесса.

Взгляд экспертов

Особой частью программы стал Интеллектуальный рейв, который провёл Андрей Комиссаров, проректор по ИИ Корпорации «Синергия» и сооснователь частной школы «Юна». В рамках этой практической сессии педагоги объединились в команды и с помощью ИИ-сервисов Perplexity.ai, Qwen LLM и генераторов изображений создавали собственные интерактивные уроки. Участники на практике попробовали, как искусственный интеллект может помочь в поиске информации, планировании занятий и визуализации учебного материала. Это было настоящее креативное соревнование, где каждый смог ощутить возможности цифровых технологий в действии! В своем выступлении он отметил:

«Искусственный интеллект — это не про замену учителя, а про его усиление. Важно не просто освоить новые инструменты, а понять, как с их помощью создать более гибкое и адаптивное обучение, где каждый ребёнок сможет раскрыть свой потенциал».

Сергей Ловягин, заслуженный учитель России и эксперт в STEM-образовании, подчеркнул:

«Сегодняшняя школа не может игнорировать технологии. Если учитель не идёт в ногу со временем, он теряет контакт с учениками. Искусственный интеллект — это не инструмент для списывания, а мощный помощник, который помогает сделать обучение живым, интересным и эффективным. Главное — использовать его с умом, как союзника, а не как подмену реального процесса обучения».

Итоги и дальнейшие шаги

По завершении воркшопа участники получили сертификаты и доступ к специализированному онлайн-курсу.

Генеральным партнером события стал АГЭУ — один из динамично развивающихся вузов страны, где обучается более 9500 студентов. Университет не только предоставил площадку, но и выступил соорганизатором воркшопа, подтверждая статус центра передовых образовательных решений.