IT-профессии. Как аналитик помогает компании расти
Data-аналитики востребованы в любых отраслях, где есть данные: IT, финансах, ритейле, здравоохранении, кибербезопасности, маркетинге. Они участвуют в росте и развитии бизнеса, применяя знания в математике, статистике и программировании. Благодаря таким специалистам компания понимает потребности пользователей.
Согласно отчёту Acumen Research and Consulting от 2022 года, объём мирового рынка аналитики данных будет расти каждый год на 30%, достигнув более $329,8 млрд к 2030 году. Этот прогноз указывает на две вещи:
- что бизнесу необходимо извлекать максимальную пользу из данных;
- спрос на специалистов, которые умеют обрабатывать и правильно использовать данные, будет только расти.
Data-направление активно растёт и в Казахстане. Камилла Малибаева, data-аналитик Kolesa Group, рассказала о своей работе, о пользе аналитика для бизнеса и поделилась полезными советами.
О своей работе
Я занимаюсь анализом и интерпретацией данных, выдвижением новых гипотез в продукте Kolesa.kz. Моя основная цель — помогать команде принимать решения на основе точных данных, делать продукт таким, чтобы он приносил пользу аудитории и бизнесу.
Зачем нужен data-аналитик и какие проблемы он решает
Любой продукт в какой-то момент сталкивается с тем, что все низко висящие фрукты (метафора для обозначения самой легкой работы — прим. ред.) сорваны и нужно искать новые точки роста. А внедрение новых фич в продукт — это сложно, долго и дорого.
Поэтому data-аналитики работают в тесной связке с product-менеджерами, разработчиками, дизайнерами. И помогают принимать правильные решения, которые:
- улучшают жизнь пользователей: продукт должен быть полезным и простым в использовании;
- позволяют продукту зарабатывать.
А для этого аналитик:
- анализирует поведение пользователей и находит взаимосвязи с другими процессами;
- следит за метриками продукта и умеет объяснять их динамику;
- валидирует гипотезы, проводя А/B-тесты или causal-inference анализы;
- строит ML-модели, например, для более детальной сегментации пользователей или для оценки вероятности совершения какого-либо действия;
- строит различные отчеты и дашборды в BI.
Основные инструменты, которые мы используем в компании: SQL, Python, А/B-тесты, Causal Inference методики, Power BI.
Какую пользу аналитик приносит бизнесу
Главная польза от data-аналитиков — это улучшение показателей продукта. Аналитики работают в тесной связке с product-менеджером и помогают в следующих задачах:
- предварительная оценка потенциала от новой фичи: будут ли ею пользоваться, как много людей, как повлияет на продукт и т.д.;
- пост-релизный анализ эффекта от нововведения: с помощью А/B-тестов и без;
- поиск причин аномалий в метриках;
- поиск новых точек роста;
- построение и отслеживание статуса выполнения KPI продукта.
Результатом любого исследования аналитика являются ответы бизнесу на ранее поставленные вопросы на основе точных количественных данных и новые гипотезы для проверки.
Преимущества работы data-аналитиком
1. Высокий спрос на рынке: всё больше компаний осознают значение данных и стремятся получить из них пользу;
2. Невысокий порог вхождения в профессию. Зачастую компании не требуют от кандидата профильного образования. Можно обучиться профессии на онлайн-курсах и офлайн-стажировках.
3. Хорошая зарплата. Согласно исследованию Kolesa Group от 2021 года, средняя заработная плата data-аналитиков — 502 000 тенге
4. Возможность влиять на бизнес-решения.
5. Возможность быстрого карьерного роста.
6. Разнообразие отраслей для работы. Например, можно попробовать себя в классифайде, ecommerce, банках или телекоме.
7. Работа в команде. Это выгодно тем, что начинающим аналитикам всегда помогут с советом более продвинутые коллеги.
8. Возможность выбора любого режима работы: только офис, гибридный формат или удалённый из любой точки мира.
Где обучиться на специальность
2. Курсы по аналитике, Machine Learning, симулятор A/B-тестов от karpov.courses
3. Офлайн-формат: оплачиваемые стажировки Kolesa Academy, Kaspi Lab.
Советы
Для начинающих:
1. Прокачивайте hard skills: статистика, Python, SQL.
2. Не бойтесь задавать вопросы: старайтесь полностью понять проблему или задачу, которую вам предстоит решить.
2. Перед тем, как приступить к задаче, поймите, в каком виде от вас хотят получить результат.
3. Научитесь понятно представлять информацию в удобном виде.
4. Развивайте навыки коммуникации: важно уметь объяснять сложные концепции и результаты анализа простыми словами.
5. Будьте готовы к постоянному обучению.
6. Не бойтесь ошибаться: анализ данных часто требует проб и ошибок.
7. Найдите ментора, который бы направлял вас в вашем пути
Для продолжающих:
1. Попробуйте себя в менторстве начинающего аналитика: прокачаете ваши коммуникативные навыки, лидерские качества; укрепите собственные знания и навыки в анализе данных.
2. Изучайте новые методики анализа данных и внедряйте их в свою команду.
3. Выступайте с докладами на митапах, конференциях.