Итоги антифрод-центра: за полгода заблокировано мошеннических переводов на сумму 967 млн тенге

Итоги антифрод-центра: за полгода заблокировано мошеннических переводов на сумму 967 млн тенге


В Казахстане начал работать антифрод-центр, который за шесть месяцев помог предотвратить переводы мошенникам на сумму 967 млн тенге. Центр был запущен Национальным банком РК в июле 2024 года и уже зарегистрировал 11,7 тыс. мошеннических инцидентов.

Как работает антифрод-центр?

Антифрод-центр представляет собой цифровую платформу, которая в режиме реального времени позволяет банкам, платёжным организациям и другим участникам финансового рынка обмениваться данными о подозрительных операциях. Эти транзакции маркируются и отслеживаются как на стороне банка-отправителя, так и банка-получателя.

Большая часть заблокированных средств — 78,7% (760,9 млн тг) — была предотвращена на стороне отправителя, тогда как банки-получатели помогли остановить переводы на сумму 206,1 млн тг.

Основные схемы мошенничества

Среди наиболее распространённых видов мошенничества, зафиксированных антифрод-центром:

  • Телефонное мошенничество — 25,5%;
  • Лжеинвестиции — 18,9%;
  • Обман через соцсети и мессенджеры — 17,6%.

Также выявлялись фиктивные продажи, мошенничество через подставных лиц (дропперов) и использование поддельных сайтов.

Новый способ обмана

С введением антифрод-центра мошенники начали использовать новую схему: представляясь сотрудниками центра, они требуют личные данные или просят перейти по фишинговой ссылке. В этой связи Национальный банк РК предупреждает, что сотрудники центра никогда не звонят физическим лицам и не запрашивают личные данные.

Статистика интернет-мошенничества

По данным Генеральной прокуратуры, в 2024 году было зарегистрировано 22,9 тыс. уголовных дел по фактам интернет-мошенничества. Однако в 81,8% случаев расследования были прекращены из-за «неустановления лица, совершившего правонарушение». Среди пострадавших больше всего тех, кто стал жертвой:

  • Кражи личных данных (26%);
  • Мошенничества при онлайн-покупках услуг (24%);
  • Обмана при заказе товаров (22%).

Итоги первых месяцев работы

Хотя ущерб от интернет-мошенничества в прошлом году составил 11,4 млрд тенге, из которых вернуть удалось только 36,6%, запуск антифрод-центра демонстрирует значительный прогресс в борьбе с финансовыми преступлениями. Новая система помогает предотвращать мошеннические действия на ранних этапах и защищать сбережения граждан.