Как и зачем IT-компании развивать софт-скиллы у инженеров

Как и зачем IT-компании развивать софт-скиллы у инженеров


Софт-скиллы в IT — одна из самых хайповых тем в последнее время. И это неспроста. Уже давно разбиты пыльные шаблоны о технарях как о странных, погруженных в себя и местами асоциальных типах.

Сегодня разработчики не просто пишут отдельные приложения, они участвуют в трансформации бизнеса, создавая сложные сервисы, превращая офлайновые компании в цифровые. IT-специалисты создают компаниям конкурентное преимущество и должны быть вовлечены в процессы развития бизнеса. Именно поэтому, помимо технических навыков разработчиков, работодатели стали  следить за их мотивацией, оценивать способность эффективно работать в команде, наблюдать, у кого из команды проявляются лидерские качества и т.д. Эти требования предъявляются не только к сотрудникам в штате, но и к внешним контракторам, ведь они тоже являются частью команды. Что действительно важно и как развивать необходимые скиллы, поделился Антон Деменев, CEO Softwarecats.kz.

Мы в Software Cats согласны с тем, что оценивать IT-специалиста нужно не только по его хард-скиллам, но и по «мягким» навыкам: критическому мышлению, умению решать задачи, умению обучать и менторить, общаться с коллегами и партнерами, работать в команде. Также важны навыки цифрового общения, организации деятельности, уровень лидерских качеств, знания трудовой этики, дисциплины, чувство ответственности. 

Несколько таких навыков, которые позволяют быстрее вливаться в команду и эффективнее работать в ней, мы включили в свою систему грейдов. 

Какие софт-скиллы действительно важны для IT-специалиста? 

Мы обращаем внимание прежде всего на самостоятельность и коммуникативные навыки. У нас распределенная команда, ребята работают из самых разных уголков света, поэтому нам важно сохранить понимание между участниками проектов, несмотря на расстояние между ними, и быть уверенными в том, что коллег не нужно постоянно контролировать. 

Еще на этапе собеседований с кандидатами мы акцентируем внимание на следующих, на первый взгляд, простых способностях:

  1. Навык чтения и понимания написанного текста.
  2. Умение прямо и без лишней воды отвечать на поставленные вопросы.
  3. Умение доносить свои мысли до других людей, как в устной, так и в письменной форме.
  4. Способность спокойно общаться с людьми на разных должностях как в письменной, так и устной форме.
  5. Самостоятельность, инициативность, ответственность.
  6. Умение принять решение об эскалации проблемы. 

Когда команда работает в офисе, различные недопонимания в коммуникации выявляются легко и почти сразу. Поэтому возможные конфликты и проблемы можно предотвратить или нивелировать в самом начале. 

Но в удаленном формате работы неразвитые софт-скиллы делают жизнь руководителя и соседних подразделений сущим адом. 

Если человек не умеет внятно донести свою мысль и прямо ответить на вопросы, руководителю придется тратить дополнительное время, инициировать лишние встречи и созвоны для того, чтобы понять, что имелось в виду.

Если человек не умеет понимать написанное, результат выполненных им задач будет сильно расходиться с ожиданиями.  

Дискомфорт в коммуникациях вынудит коллег минимизировать общение с токсичным коллегой. Как следствие, человек будет чувствовать себя лишним, останется на отшибе. Это может повлиять на его продуктивность и результаты работы, а значит, и на результаты всей команды. Кроме того, такому человеку сложно доверить коммуникацию с командой клиента — придется искать посредника. 

Если человек не может признать проблему, самостоятельно принять решение и нести за него ответственность, а в случаях, когда это необходимо, эскалировать ее, это может привести к проблемам. 

На удаленной работе недопустима безответственность. Издалека руководитель не сможет понять и предсказать поведение человека. Например, если сотрудник внезапно «теряется», выключает телефон и перестает выходить на связь без какого-то предупреждения, сложно сразу поверить в банальное разгильдяйство. Поэтому таким сотрудникам обычно дают второй шанс, но подобное доверие оправдывают не все.

Как развивать софт-скиллы у сотрудников? 

Мне кажется, что самое главное, что может сделать руководитель для того, чтобы у него в команде у инженеров развивались софт-скиллы, — это построить соответствующую культуру: 

  1. Давать инженерам совершать ошибки, но при этом контролировать, чтобы они не повторялись и из них следовали верные выводы. 
  2. Приветствовать самостоятельное принятие технических решений. 
  3. Приветствовать горизонтальную коммуникацию в командах. 
  4. Давать возможность клиенту и команде общаться напрямую, подключаясь только для решения эскалированных технических и организационных вопросов.
  5. На собственном примере показывать правильное поведение, то, которое хотим видеть у своих инженеров, — команда обязательно потянется за своим лидом. 
  6. Ну и, конечно, регулярно обсуждать результаты работы, хвалить за правильные паттерны и разбирать неправильные на one-to-one встречах.

Так как мы считаем, что софт-скиллы так же важны для хорошего инженера, как и хард-, мы хотим измерять рост в них у каждого из наших ребят. Для того чтобы и руководитель, и инженер понимали уровень и прогресс одинаково, мы начали явно отслеживать прогресс — мы включили важные, по нашему мнению, софт-скиллы в систему грейдов. Это позволяет быть честным с сотрудниками, показывать их точки роста и в случае разногласий приходить к единому мнению.