Как развивается игровая индустрия в Казахстане

Как развивается игровая индустрия в Казахстане


Мы много говорим и пишем об игровой индустрии в Казахстане, если конкретно, то о киберспорте. Но как обстоят дела с разработкой игр в Казахстане, ведь именно с нее начинается все то, во что играют уже популярные игроки? Есть ли в нашей стране разработчики игр, как развивается эта сфера и чего не хватает Казахстану, чтобы создавать действительно популярные игры, делится своим мнением Константин Коломейцев, казахстанский разработчик игр, который, в том числе, уже создал собственный проект.

Константин Коломейцев, казахстанский разработчик игр.

Константин, что сейчас происходит с развитием гейминг индустрии в Казахстане?

Игровая индустрия – это огромная сфера, и на неё можно взглянуть под разными углами.

С одной стороны, в Казахстане активно развивается киберспорт, постоянно проводятся турниры, казахстанские команды участвуют в международных чемпионатах, ну и нельзя не заметить, как в последнее время выросло количество «игротек», в которых обычно, собравшись компанией друзей, люди играют в соревновательные игры – от футбола до MOBA по типу Dota.

Также у многих компьютеры есть дома, и пусть они «для учебы/работы», но на них всегда есть парочка игр. То же касается и наших смартфонов, на которых выходит множество популярных игровых тайтлов, в которые молодежь активно играет.

С другой стороны, геймдев-область игровой индустрии в Казахстане находится совсем в зачаточном состоянии. У нас нет ни хороших местных курсов по разработке игр, нет такой дисциплины в университетах, а государственные программы по инкубации разработчиков игр появились только недавно и поучаствовать в них могут далеко не все.

Много ли в Казахстане есть разработчиков игр, в каком направлении они работают?

Настоящих игровых студий в Казахстане совсем мало. Они не на слуху, в них работает немного людей, и в основном они разрабатывают небольшие мобильные игры.

Но я знаю, что у нас множество разработчиков-одиночек, которые делают свои инди-проекты. Ещё довольно много фрилансеров, работающих на зарубежные игровые студии в различных областях, – дизайнеров, художников, разработчиков и тестировщиков.

Все разрабатывают в основном мобильные игры, т. к. это не требует больших вложений в разработку. С другой стороны, конкуренция на мобильном рынке очень велика, и без гигантских вложений в маркетинг игра может стать успешной только по воле случая.

Насколько прибыльна эта сфера для разработчика и для инвестора?

Игровая индустрия – очень прибыльная сфера бизнеса, которая по доходам уже давно обогнала киноиндустрию и спортивную индустрию вместе взятые. На сколько помню, ещё в 2020 году суммарно игровая индустрия заработала $180 млрд, в то время как кино заработало около $100 млрд, а спорт – порядка $75 млрд. Также, думаю, многие знают, недавно компания Microsoftприобрела игровую компанию Activision Blizzard за $69 млрд Disney и Amazon пытаются активно влиться в игровую индустрию (пока не очень получается), но это говорит о том, что для инвесторов игровая индустрия – практически золотая жила.

Насколько выгодна игровая индустрия для разработчиков, вопрос не однозначный, и всё зависит от того, работаете вы с издателем или нет, на сколько ваша игра цепляет аудиторию, как много средств у вас есть на разработку и раскрутку проекта. Но, в основном, это прибыльная история, особенно если у вас уже есть опыт, то есть это не первая игра. Тут всё как в стандартном бизнесе – нужно нарабатывать компетенции и репутацию, и тогда деньги придут, ведь в мире порядка 3.5 млрд. игроков (практически каждый второй), кто-то игру точно оценит.

Насколько часто интересуются инвесторы вложением средств в разработку и продвижение казахстанских игр?

Пока я не видел, чтобы у нас в Казахстане кто-то был заинтересован во вложении средств в разработку игр. В основном инвесторы относятся к предыдущему поколению, которое считает игры детской забавой и не более. Хотя, вроде, все смотрят на запад и стараются перенимать лучшие практики, но упорно упускают игровую сферу из виду. А когда нет спроса, нет и предложения, отсюда и выходит, что наши талантливые фрилансеры работают на западные компании, а разработчики одиночки изначально ориентируются на западный рынок.

А ведь если раскрутить местную студию, хорошо прорекламировать игру, хотя бы на уровне Казахстана, то это уже несколько миллионов игроков, а при такой популярности игра сразу попадет в чарты продаж, откуда её уже захотят купить и западные геймеры.

Расскажите подробнее о вашей игре, на каком она сейчас этапе и о чем она?

Я разрабатываю игру Abyss Looters – это кооперативный данжен-кроулер экстракшн, для 1-4 игроков. В ней вы можете как в одиночку, так и в компании друзей исследовать случайно сгенерированные подземелья Бездны, напичканные ловушками, разными механизмами и ужасными монстрами. Собираете артефакты, зелья, драгоценности в подземельях и стараетесь выбраться к выходу, чтобы богатеть и развивать собственную гильдию авантюристов.

В данный момент я уже проработал большую часть механик, сейчас занимаюсь наполнением мира – лор, артефакты, элементы подземелий, различные биомы.

Планирую к осени выпустить демо-версию игры и поучаствовать в Steam Next Fest (это фестиваль демо-версий от крупнейшей игровой площадки – Steam). Кому интересно, страница игры уже есть в Steam.

Что вы посоветуете тем, кто хотел бы разрабатывать игры, но по каким-то причинам сомневается или боится начать?

Если вам действительно интересны игры, не нужно ничего бояться, просто попробуйте. Даже если у вас учеба или работа, никто не мешает вам сесть на выходных, посмотреть пару уроков, коими завален весь YouTube, и сделать что-то простое. Современные движки очень сильно упростили разработку, не нужно ни сложной математики, а иногда даже умения программировать. К тому же, сейчас практически все игровые движки бесплатны, а в интернете множество бесплатных ассетов и прочих игровых материалов. Для меня всё началось с того, что я в бесплатном двухмерном движке нарисовал шарик, настроил для него управление, поставил платформы, запустил и просто прыгал щариком по платформам и радовался своей первой маленькой простой игре.

Может ли государство оказать какую-то помощь разработчикам игр?

Государство уже предпринимает шаги, по развитию индустрии в Казахстане. Запускает акселераторы, поддерживает киберспорт. Но, на мой взгляд, нужно подходить с другой стороны – нужно создавать спрос, то есть гранты и субсидии на разработку. Так уже давно поступили некоторые европейские страны, и эти усилия дали свои плоды. Это можно увидеть на примере таких стран, как Польша и компании CD Project Red, которая создала всемирно известную игру Witcher («Ведьмак»), а именно третью часть, которая стала культовой. Или, например, Финляндия и такие компании, как Rovio (Angry Birds) или Remedi (Max Payne и Alan Wake).

Насколько популярны наши игры за пределами Казахстана. Если есть такие кейсы, могли бы назвать примеры?

Честно говоря, мне не посчастливилось поиграть ни в одну казахстанскую игру. На сколько помню был мобильный раннер, который стал довольно популярен в мире, но названия я уже не помню.

Недавно появилась и сейчас на слуху игра «Fuck You Witch» – небольшой хоррор проект, с приятной графикой, которая вроде показала не плохие продажи. Но это больше маркетинговый продукт, который захайпился у нас за счет названия и «мемасности». То же самое не так давно было с проектом «Русы против Ящеров».

Почему сфера разработки игр в Казахстане не настолько популярна, как, например, в России?

Мне кажется есть несколько причин:

•  Количество населения. В России всё-таки людей в 10 раз больше, соответственно и людей, интересующихся разработкой игр, потенциально сильно больше.

•  Исторически именно через Россию шла локализация и распространение западных игровых продуктов, что поспособствовало появлению таких компаний как «Акелла» и «Бука», которые уже в 2000-х выпустили ряд отличных игр, типа вангеров и корсаров

•  Поддержка государства, а именно спонсирование игровых инициатив.

От спикера: Казахстан имеет все шансы стать крупным игроком в области геймдева. Да, это займет не мало времени, но это того стоит. Для страны – это имидж и хорошие налоги, для бизнеса – это огромные доходы, к тому же, со всего мира, а не только с локального рынка. Талантливых людей у нас много, нужно всего лишь их подтолкнуть, создав спрос.