Как решить проблему разрозненного ПО и спасти сотрудников от выгорания

Как решить проблему разрозненного ПО и спасти сотрудников от выгорания

Сегодня бизнесу обязательно нужна соответствующая ИТ-инфраструктура для эффективной работы. И ее готовы предложить самые разные компании на базе целого спектра технологий. Но именно в этом изобилии иногда кроются и проблемы: ежегодно компании теряют около $500 млн из-за разрозненности корпоративного ПО. Нельзя просто отказаться от всех программ и сервисов, которыми пользуется организация. Но можно организовать работу с ними системно и оптимизировать процессы. О том, как сделать это с помощью платформы SAP Business Technology Platform поговорили с Дмитрием Котовым, архитектором по интеграции в LeverX Group.

О LeverX Group

LeverX Group — это международная IT-компания. Офисы компании находятся в США , Восточной и Западной Европе, а также в Центральной Азии. Компания начала свою деятельность еще в 2003 году, штаб-квартира размещается в Маунтин-Вью ("Кремниевая долина", штат Калифорния). Сейчас в LeverX Group работает более 1500 человек.

Компания специализируется на разработке и внедрении SAP-решений, а также создает кастомизированные веб- и мобайл-продукты с использованием таких современных технологий, как AR, AI, Machine Learning, Data Science.

"Появляется целый "зоопарк" разных систем и приложений"

— Дмитрий, действительно ли бизнес так часто сталкивается с проблемой использования разрозненного ПО? Кажется, что разнообразие, наоборот, предполагает выбор оптимального варианта. Почему это негативно сказывается на работе компаний?

— Дело в том, как программы от разных производителей согласуются между собой, насколько они подходят для взаимной интеграции. По отдельности этот софт может быть просто отличным. Но вопрос в том, каков итоговый результат для бизнеса.

Сейчас проблема разрозненного ПО в рамках одной организации актуальна как никогда. Технологии развиваются стремительно, внедряется множество новых продуктов, появляются другие подходы и даже скорее новая философия при создании программ.

Если раньше говорили: кто владеет информацией — тот владеет миром. Сейчас я бы сказал, что владеть информацией недостаточно. Важен быстрый доступ к этой информации. Объёмы информации огромны, поэтому простого доступа тоже недостаточно, нужна аналитика, средства для ускорения принятия решений. Если мы говорим о несогласованности ПО, это изначально предполагает низкий уровень интеграции между системами, среди которых распределены бизнес-процессы. Данные изолированы, скорость доступа — низкая, аналитических возможностей нет, и всё это сказывается на скорости принятия решений. Решения приниматься несвоевременно, а, хуже того, — не те, если не обеспечена необходимая аналитическая составляющая для их принятия. А расплата — потеря времени, прибыли, возможностей.

— Но сейчас постоянно говорят об автоматизации процессов. Бизнес явно делает шаги в этом направлении. Почему же это до сих пор проблема?

— Да, в последние годы происходит эволюция автоматизации на предприятиях. LeverX Group постоянно реализует проекты, которые помогают автоматизировать те или иные процессы в компаниях: от управления персоналом до ERP-систем, которые охватывают все процессы внутри компании. Но часто компании автоматизируют отдельные блоки или работу отдельных подразделений. Причем, каждый на свой манер.

И в итоге после нескольких циклов автоматизации может получиться, что подразделения в компании утрачивают связь между собой или она становится некорректной. В итоге большие компании начали приходить к пониманию, что автоматизировать процессы нужно полностью, чтобы избежать ловушки разнородных продуктов и систем. Теперь компаниям, которые столкнулись с проблемой разнородного ПО, нужно системы между собой подружить и соединить в единую.

Я бы сказал, что сейчас автоматизация — это уже день вчерашний. Потому что сегодня речь идет уже о создании "интеллектуального предприятия". Это более оптимизированная и гармоничная структура. И формирование компаний по такому принципу, на мой взгляд, исторически неизбежно.

Любая динамически развивающаяся компания сталкивается с новыми вызовами и встаёт перед выбором: идти в ногу со временем или терять позиции на рынке и прибыль. Между тем, бизнес-процессы серьезно завязаны на текущие ИТ-решения, и никакое, пусть даже самое прогрессивное и инновационное решение, не позволит выполнить мгновенную миграцию на новое ПО.

Чем крупнее компания, тем сложнее процессы, и тем разнороднее и сложнее инфраструктура. Исторически все компании проходили путь от частичной и разрозненной автоматизации разных подразделений к автоматизированному предприятию со сквозными автоматизированными процессами. Разумеется, такой путь изначально по своей природе сопряжен с необходимостью согласовать разнородные исторически сложившиеся программные решения. В современном же быстро меняющемся мире даже вчерашнее современное решение уже сегодня может стать морально устаревшим, и внедрение современных решений потребует интеграции с широким спектром ПО.

"Единая платформа поможет избежать прямых убытков и потери клиентов"

— По вашему опыту, в каких сферах бизнеса эта проблема наиболее остро стоит?

— В целом, для любого бизнеса неэффективное использование информации будет серьезной проблемой и упущением. Но для примера могу привести сферу розничной торговли. Компании на этом рынке важно иметь данные о покупательском спросе, пиковой нагрузке на торговые объекты, наличии тех или иных продуктов на собственном складе и у поставщиков. Если в ИТ-системах компании нет согласованности, не получится эффективно реагировать на запросы клиентов. Грубо говоря, в одном магазине полки могут оказаться пустыми, а в другом, наоборот, будут излишки товаров, которые не реализуются. А представим, что товары — скоропортящиеся… Это просто прямые убытки, недовольство покупателей, потеря клиентов. Это может быть чревато для благополучия бизнеса.

Если речь идет о логистике или производстве в сфере автомобилестроения, то компании важно иметь библиотеки API для размещения заказов автомобилей, запчастей, фиксации гарантийных случаев, а также для отслеживания статусов каждой такой бизнес активности. Эти функции должны быть доступны для систем дилеров, чтобы сократить время на обработку заказов и информирование о статусах. Без целостной картины и объективных данных создать эффективную систему будет невозможно.

В целом, не так важно какая ниша бизнеса страдает от разнородности ПО. Ведь системный подход важен в первую очередь для принятия оперативных решений: в управлении, в реакции на изменения на рынке.

— И какое тогда есть решение? Нельзя же отказаться от всего ПО, которое использует бизнес?

— Мы как раз предлагаем обратить внимание на платформу SAP Business Technology Platform (BTP), которая позволяет собрать все элементы ПО-пазла в единую систему.

SAP BTP — это платформа, которая включает в себя большое количество ИТ-решений. Она строго унифицирована, ориентирована на бизнес и является открытой. Она включает в себя работу с данными и аналитику на основе ИИ. Естественно, предусмотрена также разработка новых приложений, автоматизация и интеграция с существующими системами.

Можно выделить 4 ключевых компонента этой платформы:

  • Управление данными и базами данных — SAP HANA Cloud, SAP Data Intelligence Cloud, SAP Data Warehouse Cloud. Подразумевает хранение данных, доступ, взаимосвязь и интерпретацию всевозможных данных предприятия не только из SAP-систем, но и сторонних производителей. Это — шаг 1: владеть данными + иметь быстрый доступ к ним
  • Аналитика — SAP Analytics Cloud — для принятия решений и прогнозирования. Обеспечивает более быстрое принятие решений, основанное на всестороннем анализе информации. Это — шаг 2: быстрое принятие решение, для которых данные — средство, а не цель. Накопление любых объёмов информации обо всём на свете не имеет ценности при отсутствии эффективных средств для ее использования при принятии решений.
  • Интеграция приложений. Этот компонент отвечает за эффективную реализацию принятых решений. SAP Integration Suite обеспечивает возможность быстро разрабатывать интеграционные решения. Дело в том, что сотни тысяч компаний имеют одинаковые или очень схожие процессы внутри. Это значит, что для многих из них не нужно изобретать велосипед — можно использовать готовое и опробованное решение. SAP BTP сама подсказывает, какой вариант подойдёт компании. Он может быть полностью подходящим или требовать некоторых доработок. Но в любом случае это значительно ускоряет разработку. По статистике, до 60% ускоряется процесс разработки интеграционных решений.
  • Интеллектуальные технологии. Это искусственный интеллект и машинное обучение, интернет вещей и роботизация процессов. Система предлагает готовые решения, например, для техподдержки или чат-ботов. Большинство вопросов, которые задают покупатели или клиенты, поначалу не требуют участия человека. Естественно, человек для компании — ценный ресурс, его творческое начало освобождается, а не занято ненужной рутиной.

"130 часов в год уходит на рутинные задачи — сотрудников нужно спасать"

— То есть внедрение SAP BTP выгодно не только для компании как бизнеса, но и для ее сотрудников?

— Согласно опросу сервиса Slack, 64% сотрудников тратят не менее 30 минут в день только на переключение между системами. Это рутинные задачи, на которые уходит около 130 часов в год! В итоге это приводит к потере мотивации и снижению производительности труда, иногда даже к потере ценных кадров. Так что, конечно, чем меньше рутинных задач у работников компании, тем больше их ресурса можно задействовать для более креативных задач.

— Но ведь придется тратить время на то, чтобы научиться работать с новой платформой?

— Да, придется учиться новому. Вернее, я бы даже сказал, работать по-новому. Но, мне кажется, хороших сотрудников это, наоборот, будет мотивировать, вносить разнообразие в рабочий процесс. К тому же SAP BTP интегрирует уже существующие системы, но дает дополнительно и новые возможности, доступ к новым данным, приложениям, бизнес-сетям.

Некоторые задачи как, например, обработка документов раньше тоже выполнялись вручную. Это сильно утомляет, демотивирует. Поэтому перевод процесса в цифру, создание автоматизированных систем документооборота сэкономили массу времени. Другой вопрос, что для кого-то это комфортно, а для кого-то — нет. Думаю, это сугубо индивидуально. Но я бы лучше задал себе вопрос: а будет ли комфортен результат? И, уверен, что каждый согласится, что избавление от рутины — это комфортно. Пускай и не сразу, не совсем легко, но стоит того по итогу. Все-таки в компании и сотрудники, и руководство должны быть готовы к вовлеченности, заинтересованы в работе по-новому.

— А как компания может оценить эффективность от использования SAP BTP? Через сколько можно будет увидеть результат?

— Зависит во многом от компании, где SAP BTP внедряется. Чем сложнее цепочки процессов и чем больше их количество, тем больше времени займет внедрение. Это могут быть месяцы, а могут быть и годы.

Все зависит от того, какие цели компания ставит перед собой. Потому что платформа открыта для всевозможных источников информации. Она готова анализировать любые данные, то есть давать любые преимущества заказчику, который заинтересован в этом решении.

— Наверняка в современном мире есть какие-то еще платформы, решающие схожий спектр задач? Почему именно SAP BTP?

— Честно говоря, я альтернатив на данный момент не знаю. По крайней мере с таким глобальным подходом. Сейчас это "передний край" — работа в сфере создания интеллектуальных предприятий. И не так много компаний на этом поле развиваются. Поэтому пока системно проблему решает именно SAP BTP.

SAP BTP позволяет реализовывать решения и для мобильных устройств. В частности у компании есть опыт реализации мобильного приложения SAP Ariba для закупок. Также есть опыт интеграции SuccessFactors с внешними системами с помощью SAP BTP.

Мы в LeverX Group сами выходим на эту стезю. Это все-таки передовое решение. И компании, которые внедрят и начнут использовать платформу первыми, получат весомое конкурентное преимущество на годы вперед. Но, как и со всеми технологиями и решениями в современном мире, я бы рекомендовал не ждать. Потому что темп, с которым развиваются технологии, — очень высокий. И наверху окажутся те, кто вовремя успел их освоить и применить.

— Какие практические бизнес кейсы вашей компании приходилось решать с помощью BTP?

— Сама по себе платформа BTP — это достаточно новый инструмент, хотя отдельные ее компоненты мы и видели в предыдущих облачных решениях SAP. Поэтому, похвастать большим портфелем решений пока не можем. Но, некоторые кейсы, помимо исключительно интеграционных задач, нам решать довелось. Например, было разработано мобильное приложение для iOS и Android, которое позволяет пользователю подключиться к торговой сети на платформе SAP Ariba и полностью управлять процессом заказа товаров, используя текстовый и голосовой поиск, поиск по фото, возможность виртуально покрутить выбранный товар, получить аналитику по ранее размещенным заказам и т.д.

Далеко не во всех случаях приходится писать новые приложения. Еще один из примеров — это двусторонний обмен данными облачного приложения для сотрудников SAP SuccessFactors и non-SAP системы обработки заказов логистического оператора. BTP в данном случае позволило интегрировать процессы обработки транспортных заказов и учет рабочего времени сотрудников, как если бы все работало в единой системе. Эти примеры как раз подчеркивают, что BTP — это сегодня не просто шина, платформа позволяет строить масштабные и комплексные решения.

Если вы хотите узнать больше о возможностях SAP BTP и бесшовной интеграции корпоративного ПО — регистрируйтесь на вебинар LeverX Group. На нем Дмитрий Котов и Денис Шестак расскажут, как создать единую IT-экосистему в рамках всего предприятия, снизив затраты и обеспечив бесперебойную работу. Вебинар стартует 8 декабря в 16:00 — подробнее по ссылке.