Как стартап учителей мотивирует школьников изучать STEM предметы

Как стартап учителей мотивирует школьников изучать STEM предметы


Молодые преподаватели робототехники, столкнувшись с проблемой недостатка квалифицированных кадров и дефицита практических знаний у школьников, создали обучающую платформу. Она помогает ученикам развивать навыки программирования, робототехники и искусственного интеллекта через проекты, которые постепенно углубляют понимание инженерных принципов. 

В ходе подготовки детей к олимпиадам школьные учителя обнаружили, что даже победители не всегда обладают базовыми инженерными знаниями. При этом из-за дефицита кадров нагрузка у преподавателей высокая,  классные лаборатории превращаются в “музеи”, а ученики не понимают как применять полученные знания. Так к ним пришла идея создания обучающей платформы, которая позволила бы ученикам развивать практические навыки в программировании и постепенно углубляться в сложные ИИ проекты. 

Платформа Artisan Education делает STEM обучение доступным, увлекательным и применимым к реальной жизни, отмечают выпускники Nazarbayev University (NU), разработчики платформы. За два года они успели наладить сотрудничество с более чем 90 государственными школами Казахстана, обучить свыше 240 учителей и в ближайшее время намерены запустить “пилоты” в Азербайджане и Великобритании. 

«В 2017 году, окончив Назарбаев Университет по специальности "Робототехника и мехатроника", я начал преподавать робототехнику в РФМШ города Астана. Уже тогда я столкнулся с проблемой: оборудование в школе простаивает, а квалифицированных преподавателей, которые могли бы обучать детей, не хватает. Работая с учениками, я осознал, насколько сложно одновременно объяснять материал, подсказывать и помогать каждому ученику при возникновении сложностей. Экспериментируя, я заметил, что детям полезнее самим выбирать интересные для них проекты, в ходе выполнения которых они естественным образом изучали теорию и получали практические навыки», – рассказывает CEO стартапа Баглан Кутурбаев.

Имея 6-летний опыт работы учителем, Баглан продолжает работать в качестве заместителя директора по учебной части. На реализацию идеи его вдохновили положительные отзывы родителей и школьников, у которых появился интерес к учебе и другим предметам: они начали понимать, зачем им нужна алгебра, физика, геометрия и программирование.

«Многие дети в командах не понимают, что именно и зачем они делают. Основную работу по разработке роботов и программного обеспечения выполняли тренеры. Дети могли участвовать и даже побеждать в соревнованиях, но при этом не обладали глубоким пониманием базовых инженерных принципов. В 2021 году со Баглан предложил мне присоединиться к преподавательскому составу школы, а через 2 года мы запустили этот проект и начали совместно его развивать», – поделился тренер Алихан Есалы, окончивший бакалавриат и магистратуру в NU по специальности "Робототехника и мехатроника". 

Чтобы запустить Artisan Education – инновационную образовательную платформу для обучения робототехнике, программированию и 3D-моделированию, – ребята разработали собственную плату быстрого прототипирования на базе микроконтроллера Raspberry Pi Pico W.  С ее помощью можно легко реализовывать IoT и AI проекты, избегая сложностей в подключении датчиков и индикаторов через пайку и провода.

 «Мы решили облегчить вход в инженерию через нашу плату, которая работает на магнитных коннекторах и позволяет детям сначала сосредоточиться на понимании принципов работы и программирования. На платформе есть материалы, объясняющие работу индикаторов и датчиков, используемых в робототехнике. Поэтому в дальнейшем, уже обладая опытом, дети пробуют себя в более традиционном формате робототехники и на основе полученных знаний могут выполнять различные проекты Интернета вещей. Кроме того, на платформе можно разрабатывать программный код и выполнять проекты, даже не имея реального оборудования», – отметил Баглан Кутурбаев.

Команда стартапа состоит из 13 человек, из них восемь студентов NU. Стартап прошел программы бизнес-инкубирования и акселерации при NU. Ребята обучили 247 учителей работе с платформой и наборами, тем самым трансформируя их из лекторов в фасилитаторов, а  также запустили пилотные проекты в трёх сёлах Акмолинской области, чтобы развивать инженерное мышление и у сельских детей. 

С 22 по 24 января 2025 года стартап будет представлен на главном мировом EdTech событии – Британской выставке образовательных технологий и обучения (BETT Show) в Лондоне. Ребята верят, что скором времени акцент в образовании сместится на персональное обучение, а роль учителей трансформируется в “проводников” и наставников, и что их стартап станет вкладом в развитие и подготовку детей к вызовам будущего.