Казахстанский цифровой контент. Часть 1.
Начну с того, что развитие цифровой экономики в Казахстане, даже при условии развитой инфраструктуры и ИКТ, невозможно без наличия качественного и востребованного цифрового контента. Более того, развитие информационно-коммуникационной инфраструктуры без развития цифрового контента вообще не имеет никакого смысла.
В настоящее время в Казахстане начато внедрение стандарта 5G. Растет уровень проникновения интернета. В 2020 году в стране он составил 85,9% для граждан в возрасте от 6 лет и старше, а среди экономически активного населения в возрасте от 16 до 74 лет и того выше — 89%.
Растет распространение электронных сервисов. Так, каждый экономически активный житель РК использует более 4 онлайн-сервисов банков, при этом два года назад показатель составлял 1-2.
В медиа развиваются новые форматы цифрового контента, которые сегодня активно продвигает Salem Social Media, появляются цифровые образовательные платформы (я писала об этом ранее), и др.
Но при всем при этом, у нас большее внимание уделяется инфраструктуре (по сути, "железу"). А о том, что будут смотреть и слушать люди с помощью этого "железа", мало кто задумывается.
Тем временем в мире давно идет "борьба за умы", в которой мы заметно проигрываем. Меры гос.поддержки для развития контента за все годы независимости Казахстана применялись только в течение 4-х лет в виде налоговых льгот и только в отношении производства и реализации газетно-журнальной продукции и были отменены с 1 января 2005 года.
Единственным усилием государства по созданию цифрового контента была гос.программа снижения информационного неравенства 2007-2009 г.г., которая была поставлена на утрату в 2008 году. В рамках этой программы была начата работа по оцифровке архивов, созданию электронных библиотек, музеев и др. Вся эта работа была также свернута и сведена на нет.
В мировом сообществе отрасль производства цифрового контента (интернет-сайты, интернет-музеи, электронные библиотеки, цифровое кино, ТВ-контент, анимация и др. продукция аудиовизуального производства) рассматривается, как реальный сектор экономики, участвующий в производстве валового продукта и предоставляющий рабочие места, а главное — обеспечивающий информационную безопасность страны.
В таких странах как США, Индия, Турция доля собственного контента в общем объеме информационного контента, присутствующего в стране, составляет более 90%. Россия в 2015 году приблизилась к 65% присутствия собственного контента в стране. Казахстан и иные страны СНГ оцениваются на уровне 30%-го присутствия собственного контента в стране.
Причем, количество казахстанского цифрового контента за последние годы сокращается и переносится на платформы иностранных социальных сетей. Так, например, количество сайтов в Казнете сократилось практически в 2 раза, исчезает архивный цифровой контент. Об этом очень подробно пишет Марат Шибутов.
В результате, казахстанский цифровой контент генерится на иностранных платформах социальных сетей, на которые Казахстан никак влиять не может. И, как показывает опыт России, в любое время данный контент может "обнулиться".
Без развития отечественного цифрового контента ни о каком развитии креативных индустрий не может быть и речи, также как и не может быть речи о качественном развитии общества в целом.
Поэтому сегодня важно всем обратить внимание на эту проблему и начать генерить собственный цифровой контент на отечественных площадках. Я, например, после прямого эфира, который мы провели по этой теме на площадке TALAP TALK, решила на собственном примере показать, как можно участвовать в разработке собственного цифрового контента. Так, я запустила личный блог на портале Bluescreen.kz и открыла критический канал на Aitu "Ретроградная Азиза".
Итак, в первой части этого поста для развития и распространения отечественного цифрового контента предлагаю следующее:
Меры, которые можно принять в краткосрочном периоде:
1. Разместить оцифрованный контент "Казахфильма", ТРК Президента и других государственных каналов на отечественные платформы социальных сетей Aitu, Aitube. Необходимо повысить индекс присутствия государства в интернете. Казахстан не входит в список 70 стран в рейтинге присутствия государства в интернете, и уступает Грузии (0,3545), Гондурасу (0,3712) и др. странам.
2. Активизировать работу по оцифровке казахстанских библиотек. Необходимо начать строительство в Алматы и Нур-Султане нескольких дополнительных хранилищ для Республиканских библиотек, Национальной книжной палаты и архивов. Надо сразу рассчитывать на миллионы единиц хранения.
3. Предоставить КазНЭБ больше ресурсов, чтобы повысить количество оцифрованных единиц с 6000 в год хотя бы до 15000.
4. АО "НИТ" завести отдельный ЦОД для хранения данных с сайтов и информационных систем государственных органов. Данные должны быть хотя бы в форме облака для каждого госоргана. Восстановить архивные данные сайтов государственных органов.
5. "Нет критической массы". Отсутствие квалифицированных кадров, несоответствие специальностей ВУЗов и профтехучилищ потребностям рынка креативных индустрий и создания цифрового контента, отсутствие политики привлечения молодых людей в творческие специальности дают свои "плоды". Необходимо создание дополнительных колледжей и университетов для подготовки специалистов креативных индустрий с цифровыми навыками.
6. Необходимо гармонизировать нормы казахстанского законодательства с российским законодательством в рамках Таможенного союза, стимулирующим развитие кино- и теле-производства в виде освобождения от уплаты НДС, производство контента, имеющего статус "национального фильма".
7. Необходимо сформировать эффективный механизм государственно-частного партнерства для производства качественного контента путем создания специализированного Фонда, финансируемого за счет средств государственного бюджета, дополнительных сборов от проката иностранных фильмов и продаж иностранного контента. Данный Фонд, аккумулируя указанные финансовые ресурсы, может совместно с частными медиа финансировать производство креативных отечественных проектов в области кино, сериалов, анимационных фильмов, реалити-шоу и др.
8. Необходимо реформировать политику распределения государственного информационного заказа. Нужно перестать финансировать никому не нужные публикации — лучше перераспределить эти средства на поддержку цифрового контента.
Про реформирование гос.информ.заказа я напишу отдельно.