Комплаенс в Казахстане. Начало
О комплаенс последнее время говорят очень много, но стоит отметить, что официальная его история в Казахстане началась в далеком 2006 году, а именно 27 октября того года.
В частности, изменениями от этой даты были внесены дополнения в Инструкцию о требованиях к наличию систем управления рисками и внутреннего контроля в банках второго уровня, которые дополнили данный нормативный правовой акт банковского регулятора понятиями "комплаенс-риск", "комплаенс-контролер", "служба комплаенс".
Ныне этот документ утратил силу, как и его последующая версия.
В настоящее время местные банки второго уровня руководствуются Правилами формирования системы управления рисками и внутреннего контроля для банков второго уровня, филиалов банков-нерезидентов Республики Казахстан, утвержденных Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 12 ноября 2019 года № 188, где функция комплаенс значительно подросла и расширилась, в том числе, переняв часть функционала, который ранее был в компетенции других подразделений второй линии защиты.
С одной стороны, жесткое регулирование в этом вопросе гарантировало, что комплаенс будет задействован в ряде важных процессов, вместе с тем, это же и ограничило его гибкость в части подходов внедрения контролей и формирования эффективной комплаенс-культуры.
Всех причастных поздравляю с этой памятной датой!