Ломать не строить: поможет ли демонополизация снизить тариф и улучшить качество связи?

Ломать не строить: поможет ли демонополизация снизить тариф и улучшить качество связи?



В последние годы рынок связи Казахстана развивался достаточно бурно. Эксперты приветствуют намерение государства придать ему новый импульс, но опасаются, что демонополизация не приведет к желаемому результату: цены могут вырасти, а инновации будут топтаться на месте. Регулятору предлагают обратить внимание на опыт рынка MVNO, который за последние пять лет вырос в два раза, и уделить особое внимание развитию остающегося в госсобственности оператора. 

31 января было объявлено о выводе в конкурентную среду операторов Tele2 и Altel. Проект поправок был опубликован Министерством национальной экономики. Известно, что это будет прямая адресная продажа, со сроком завершения сделки в 2024 году.

За счет продажи одного из операторов новому инвестору, МЦРИАП рассчитывает увеличить конкуренцию на рынке связи, заставив тем самым всех игроков уделять больше внимания качеству услуг, заодно снизив цены.

При этом принадлежащая государству группа компаний АО «Казахтелеком» остается игроком на рынке мобильной связи, и от МЦРИАП ожидают действий не только как от регулятора, но и эффективного собственника.

Вместе с экспертами мы попытались разобраться, насколько эффективным может оказаться такая демонополизация и чего может ожидать потребитель. 

Разделить нельзя оставить

Полностью поддержал инициативу МЦРИАП основатель агентства 2B Agency, эксперт по телекоммуникациям Алексей Бендзь:

Алексей Бендзь, основатель агентства 2B Agency, эксперт по телекоммуникациям.
«При монополизированном рынке клиент ставится в зависимое положение. Ему некуда идти, некуда бежать. Он будет платить больше, потому что иначе перспектива – остаться без связи совсем. Я горячо приветствую идею демонополизации рынка связи. Я за то, чтобы к нам приходили крупные международные игроки – с технологиями, менеджментом, сервисом. Это заставит рынок взбодриться, заставит инвестировать в качество услуг, в клиентский сервис, в новые технологии. И выиграет от этого простой клиент, что не может не радовать».

Другие специалисты, к которым мы обратились за комментариями, не были столь однозначны.  

Так, по мнению международного эксперта Армана Абдрасилова, МЦРИАП каких-то значимых аргументов в пользу демонополизации не приводит. Он также предлагает вспомнить тот факт, что физическая инфраструктура (оптоволоконные линии связи) при таком решении останется в собственности АО «Казахтелеком». И новым владельцам придется все равно заключать с ним контракты (так же, как это делает сейчас не входящий в состав монополиста «Билайн») – другого поставщика в стране просто нет.

Арман Абдрасилов, международный эксперт.
«Чуда не произойдет. Каналы связи не обойдутся дешевле, потому что контракты «Казахтелекома» так и останутся. От отделения в таком виде я не вижу улучшения. Очень много вопросов, кулуарных договоренностей и мало технологий в этом вопросе, а хотелось бы наоборот», – считает эксперт.

С осторожностью оценивают возможность снижения цен в результате демонополизации и другие специалисты. 

Ерлан Тажибаев, предприниматель и бизнес-эксперт блога об экономике taj.report.
«Надо понимать, что рынок сформирован, и есть определенные capacity у рынка, он уже структурирован. И вот, заходит новый игрок, от которого требуются большие вложения в создание новой инфраструктуры. И это может повлиять на качество услуг, напрямую коснувшись пользователя. И нет гарантии, что его затраты не перенесутся на потребителя», – отмечает в этой связи предприниматель и бизнес-эксперт блога об экономике taj.report Ерлан Тажибаев.

 Обратить внимание на целый ряд факторов призывает ректор университета «Мирас» Нуркен Халыкберген:

Нуркен Халыкберген, ректор университета «Мирас».
«Во-первых, есть предположение, что тарифы и цены на услуги сотовой связи не будут падать, а наоборот. Это связано с тем, что расходы на закупку оборудования и программного обеспечения, а также закупку внешнего трафика осуществляются в валюте, в то время как доходы компаний формируются в тенге.

Во-вторых, разделение большой компании на меньшие единицы может привести к временному снижению качества обслуживания из-за разделения ресурсов, переориентации бизнес-процессов и возможного сокращения штата. Рассчитывать, что кто-то из внешних инвесторов готов идти на наш рынок и вкладываться в развитие новых сотовых операторов – утопично. Это показывает исторический опыт (Телия и другие телекоммуникационные гиганты, которые ушли с центрально-азиатского рынка), а у инвесторов из СНГ – свои приоритеты».

«Telia Company» в течение нескольких лет покинула рынки Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана. А когда в 2018 году стало известно о продаже ею доли в «Ксell», то очень скоро по тому же пути последовала «Tele 2», завершившая в 2019-м выход из казахстанских активов.

А что с инфраструктурой?

Многих специалистов отрасли волнуют не столько тактические, сколько стратегические вопросы.  Особенно – скорость и глубина внедрения инноваций. Развернутая в 2023 году сеть 5G стала для страны важным технологическим прорывом, который теперь необходимо масштабировать и развивать.

Связь – один из ключевых элементов современной стремительно оцифровывающейся экономики. И если темпы ее развития замедлятся, это негативно скажется на множестве других отраслей: от торговли и транспорта, до промышленности и сельского хозяйства. 

С осторожностью призывает относиться к этому вопросу руководитель Евразийской сети экспертов в области цифровизации (EDEN) Дмитрий Шедко: 

Дмитрий Шедко, руководитель Евразийской сети экспертов в области цифровизации (EDEN).
«Рынки связи в странах СНГ по размерам своей капитализации достаточно малы. И это становится ключевым фактором, тормозящим инновации. Коммерческие операторы хорошо умеют считать деньги и, как правило, не спешат серьезно вкладываться в новые технологии и новый уровень качества до того, как вернут инвестиции в предыдущие поколения технологий. Если компания-инвестор понимает, что ее будущие доходы не гарантированы, она начинает осторожничать с инвестициями, или вовсе сворачивает свою деятельность в стране». 

Сейчас основные задачи по развитию телекоммуникационной инфраструктуры решает «Казахтелеком». Основатель и управляющий партнер холдинга MOST Павел Коктышев полагает, что такая ситуация для страны достаточно эффективна:

Павел Коктышев, основатель и управляющий партнер холдинга MOST.
«С точки зрения инфраструктуры – стране необходима одна высокотехнологичная опорная сеть с большим резервом мощности. Если посмотреть на любую из крупных рыночных экономик, можно увидеть, что число инфраструктурных операторов остается стабильно невысоким, а конкуренцию и развитие новых услуг обеспечивают действующие на их сетях виртуальные операторы – так называемые MVNO. Их в каждой стране насчитываются десятки. Такие операторы более гибки, занимаясь сервисом и продуктами вокруг цифрового бизнеса. Схоже устроен и европейский рынок электроэнергии. Провод один – поставщиков много. Это, на мой взгляд, один из оптимальных подходов к созданию конкуренции. Инфраструктурные операторы обеспечивают физический доступ клиентов к сети, MVNO – разные по цене, качеству и составу пакеты услуг. Такого рода операторы показывают более высокую эффективность в работе с компаниями и стартапами».

В качестве примера он ссылается на рынок США. Там после начала процесса демонополизации в 1984 году появилось 24 компании, работавшие в разных частях страны. Но после снятия антимонопольных ограничений серия слияний и поглощений оставила на рынке только тройку сильнейших игроков, а на долю AT&T приходится около 46,9% рынка. При этом на сетях этих крупнейших операторов работают десятки MVNO.

Аналогичные тенденции имеют место по всему миру. На протяжении уже 10 лет наблюдается постоянный рост феномена MVNO. Сегодня их количество вдвое превышает количество обычных операторов связи, а объем рынка за последние пять лет вырос в 2 раза – до 88 млрд долларов. Лидерами по числу действующих MVNO остаются Европа и США, но бурный рост отмечен также в Южной Америке и Азии.

Что касается оптимальной конфигурации рынка Казахстана, Арман Абдрасилов привел такие цифры: 

«Мы эту тему обсуждали с зарубежными экспертами: в рамках нашего законодательства и в рамках структуры нашего рынка количество операторов целесообразно не более четырех. Если будет больше, то соответственно дробление рынка будет сильнее и его объем будет недостаточным для игроков».

Павел Коктышев добавляет: 

«Чтобы сохранить имеющиеся темпы развития телекоммуникационной инфраструктуры, потребуются инвестиции. Предполагается, что новые игроки придут со своими деньгами. Но и государственному оператору придется изыскать средства, чтобы выстоять в конкурентной борьбе».

Социальная значимость не должна остаться в стороне

Как мы уже отмечали выше, государство в Казахстане выступает не только как регулятор рынка связи, но и как крупнейший собственник телекоммуникационных активов. Сейчас этот собственник выставляет на продажу коммерчески успешных операторов.

С точки зрения бюджета – решение понятное. Продавая компании с сильными рыночным позициями государство может рассчитывать на более привлекательную сумму сделки. Правда, заявление о продаже прозвучало на фоне проходящего сейчас антимонопольного расследования, которое, наоборот, может сыграть на руку будущему покупателю, снизив цену.

Но какое бы соглашение не было достигнуто, один факт не изменится – в руках государства все еще остается оператор «Kсell». Сможет ли он оставаться реальным игроком рынка, если ожидания исполнятся, и новые владельцы «Tele 2» и «Altel» принесут и инвестиции, и реальное снижение тарифов? И не потребует ли активная конкурентная борьба отвлечения средств группы «Казахтелеком» в ущерб социальным проектам»? 

Казахстан обладает огромной территорией и довольно низкой плотностью населения. Обеспечение качественной связи в любой точке страны – затратный процесс. 

Антон Шин придерживается по этому вопросу оптимистичной точки зрения: 

Антон Шин, юрист в области телекоммуникаций.
«Как только операторы связи в своей конкуренции достигнут какого-то пика, то настанет череда неосвоенных территорий. Это уже и сейчас можно наблюдать. Многие устремили взгляд в сторону сельской местности – это стимул, конкурентная борьба».

Ему возражает Ерлан Тажибаев: 

«Как только демонополизация пройдет, начнется тот самый рынок, а он устроен следующим образом: вложенные деньги должны окупаться. И если все отдать в конкурентную среду, то социальная повестка уйдет и наступит рыночный капитализм. Хочешь услугу – плати. Хочешь, чтобы мы пришли к тебе – плати. Демонополизация, несомненно, может ускорить развитие рынка, но это не означает, что тарифы и качество устроят потребителя». 

Сейчас государственными программами на решение этих задач предусмотрено более 1 млрд тенге, причем большую часть этих расходов «Казахтелеком» покрывает не за счет бюджета, а из собственных средств. С уменьшением доли группы на рынке эти возможности уменьшатся. Подхватят ли эстафету новые, чисто коммерческие игроки?

Дмитрий Шедко отмечает: 

«Помимо доступности услуг связи в сельской местности, качественная инфраструктура требуется образованию и здравоохранению – сферам, не слишком интересным операторам в коммерческом смысле. Есть широкий спектр государственных информационных ресурсов и цифровых услуг. Кто и как будет поддерживать функционирование этой системы, стоит задуматься заранее. План таких масштабных изменений на рынке, должен сопровождаться эквивалентной программой развития остающихся в собственности государства активов. Логичным решением было бы направить вырученные от продажи деньги на развитие остающегося в госсобственности оператора, иначе он может оказаться неспособен к реальной конкуренции, и цели демонополизации не будут достигнуты».

Итог

Эксперты с большим интересов следят за масштабными изменениям на рынке связи. Большинство приветствуют намерение государства совершенствовать подходы к регулированию отрасли, построенные на эффективном сочетании государственной и частной собственности, интересов бизнеса и общества. Но, одновременно, призывают принять во внимание большое количество факторов, которые вряд ли могут быть решены разовой акцией демонополизации. 

Сохранение сильного инфраструктурного игрока, по их мнению, обеспечит рынку необходимые стабильность и темпы развития, но потребует вложения ресурсов, источником которых для группы «Казахтелеком» могли бы стать средства от продажи государством телекоммуникационных активов. 

Также эксперты призывают регулятора обратить внимание на мировой опыт развития виртуальных операторов (MVNO), которые, действуя на инфраструктуре системообразующих игроков, могли бы укрепить конкурентную среду и расширить перечень и качество предоставляемых услуг.