Достиг ли финтех своего апогея?
По мере того, как рынок финтеха становится насыщенным, а в одном и том же секторе остается все меньше и меньше дифференцирующих брендов, отрасль вступает в новую эру. И до того переполненный рынок финансовых технологий переполняется еще больше, и, по прогнозам, к 2025 году он будет стоить сумасшедшей суммы денег, представляя CAGR (среднегодовой темп роста) в 25-30%.
В прошлом году Лондон был центром финтех-деятельности, обогнав Нью-Йорк и получив рекордный уровень инвестиций. Но растущие возможности в Азиатско-Тихоокеанском регионе привели к тому, что он стал самым быстрорастущим рынком для финтеха. Вы могли бы заполнить несколько футбольных стадионов приличного размера количеством людей, которые сейчас работают на мировом рынке финансовых технологий. Есть более 10 000 стартапов, воспевающих причину, борющихся за деньги и клиентов. Некоторые в отрасли говорят, что он перегрет, если не переполнен. В связи с этим возникает вопрос: достиг ли своего пика рынок финтеха? Давайте попробуем в этом разобраться вместе с региональным управляющим Sun Finance Group Виталием Нижегородцевым.
Рынок финансовых технологий становится слишком переполненным?
По данным KPMG, в первой половине этого года в финтех было инвестировано $38 миллиардов по всему миру, что больше, чем ВВП Туниса. Ожидается гораздо больше инвестиций, но безумие первых дней, преимущества первопроходца и легких денег от раздутого, инвестиционного цикла скорее всего ослабнут.
"Венчурный капитал в настоящее время становится все более жестким, что повышает уровень строгости, необходимый для получения финансирования компанией. Это хорошо, потому что поможет выбрать наиболее жизнеспособные идеи и платформы", — говорит Виталий Нижегородцев.
По его мнению, крупные игроки берут масштабностью, а мелкие — захватывают определенный сегмент рынка и делают это хорошо.
"Мы вступаем в здоровую и необходимую зрелость в цикле финансирования. Это очень предсказуемая и часто повторяющаяся функция, которую мы видели за более чем 50 лет профессионального венчурного финансирования, он переменный. Это лишь частично связано с инновационными возможностями для финтеха".
По его словам, рынок финансовых технологий переживает встряску, эволюцию и переработку, и по мере того, как стартапы отпадают, другие скупаются или инкубируются крупными игроками.
"Консолидация была повторяющейся схемой в других секторах, подвергшихся цифровым потрясениям, и время, когда это произойдет в финансах, не за горами", — говорит Виталий Нижегородцев.
Сейчас нам нужны более масштабные проекты, а не миниатюрные стартапы. Как только зрелость рынка финансовых технологий улучшится, у новых игроков снова появится пространство для развития существующих предложений.
Финтех не собирается захватывать мир
Рынок осознает реальность того, что финтехи не собираются захватывать мир. Тем не менее, все внимание приковано к фирмам с сильными моделями доходов, к тем, кто поглощает клиентов.
"Наконец, мы наблюдаем, как они становятся прибыльными. Ряд претендентов "выросли". Сбор средств движется, чтобы поддержать их по мере их роста. Это вызывает трения в некоторых раундах, поскольку мы подходим к концу цикла, когда инвесторы ищут прибыль, основанную на устойчивой прибыли, а не на другом покупателе", — объясняет региональный управляющий SunFinance Group.
"Новых финтех-компаний не становится меньше. Тенденция последних нескольких лет заключалась в том, что ряд крупных игроков достигли масштаба, а множество более мелких игроков захватили определенный сегмент рынка и преуспели в этом. Спрос на инвестиции все еще есть. Пока процентные ставки остаются низкими, существует глобальный избыток денег, ищущих доход", — отмечает Виталий Нижегородцев.
Тем не менее, мир венчурного капитала ищет высокие темпы роста, стабильную прибыль и стратегии выхода. Следующий этап рынка финансовых технологий, вероятно, будет другим, требуя терпеливого капитала и терпеливых инвесторов. Для органичного и прибыльного привлечения клиентов, масштабирования бизнеса и соблюдения нормативных требований требуются глубокие карманы и выносливость.
Казахстанские стартапы имеют высокий потенциал для роста
По словам Виталия Нижегородцева, экосистема финансовых технологий в Казахстане находится на ранней стадии развития, однако уже сейчас можно отметить высокий потенциал для роста. Важнейшими факторами выступают высокий уровень проникновения мобильной связи и интернета, а также развитый рынок электронной коммерции и цифровых платежей в стране.
В 2020 году Нур-Султан занял второе место по показателю быстрорастущих экосистем в Глобальном докладе стартап-экосистем 2020 (Global Startup Ecosystem Report 2020), в то время как в 2021 году Казахстан впервые вошел в рейтинг The Global Fintech Index 2021, заняв 13-е место среди стран Азиатско-Тихоокеанского региона
По данным исследования казахстанского рынка , финтех-стартапы Казахстана — это молодые компании, большинство из которых (44%) работает на рынке от одного года до трех лет. Практически половина стартапов (49%) реализует свои услуги и продукты на внутреннем рынке. И только у 22% компаний есть продажи в странах СНГ, у 12% — на рынках Азии. Еще 10% компаний реализуют свой продукт в Европе и 7% — в США. В дальнейшем 72% стартапов планируют выходить на международный рынок.
На вопрос про источник финансирования почти 70% стартапов отметили, что основаны на собственные средства. На втором месте оказались средства от частных непрофильных инвесторов (21%). Источником финансирования запуска 7% проектов стали государственные гранты, и только 2% основаны на ангельских инвестициях.
Среди основных угроз стартапов основатели отмечают: доступ к финансированию (30%), трудности с регулированием и бюрократией в стране (25%), конкуренция (15%), отсутствие качественных кадров (11%) и инфраструктура (10%).
Крупные игроки и технологии
Есть и другие факторы, влияющие на рынок финтеха. Во-первых, наконец проснулись левиафаны финансовых услуг, крупные игроки с их олигополиями. Они могут исказить любой рынок в глобальном масштабе, ослабить или направить инвестиции. Они все больше занимаются собственными цифровыми прорывами. Во-вторых, Open Banking также привлекает новые инвестиции.
"Финансовые организации возвращаются к инновациям либо своими собственными усилиями, либо благодаря партнерству с финтех- компаниями, — говорит Виталий Нижегородцев. — Крупные игроки имеют преимущество своей обширной клиентской базы и своей капитализацией".
Главная проблема, с которой сталкиваются финтех-фирмы — это возможность крупномасштабных инвестиций в финансовые услуги со стороны крупных технологических фирм.
Данные — настоящее сокровище
"Крупные технологические компании, вооруженные нужными данными, смогут предлагать клиентам более сложные, персонализированные финансовые продукты и услуги", — говорит Виталий Нижегородцев.
Будут ли огромные транши денег по-прежнему находить свое применение в финтехе? Несомненно, до тех пор, пока в мире есть миллиарды людей и малых предприятий, не имеющих доступа к финансовым услугам, до тех пор, пока опыт остается прискорбно ниже того, что потребители ожидают в других сферах своей цифровой жизни.
По словам Виталия Нижегородцева, пик финтеха, вероятно, еще далек, потому что многое предстоит изменить и оцифровать.
"Когда вы смотрите на жизнь, скажем, корпоративного казначея даже в самых крупных организациях, вас шокирует то, насколько большая часть их повседневной жизни связана с ручным трудом и обыденностью. Автоматизация на основе данных в конечном итоге изменит это. Огромное количество людей могут извлечь выгоду из финтех-решений, особенно среди миллиардов людей, не охваченных или недостаточно охваченных финансовыми услугами по всему миру. Пока существует достаточный спрос, будет оставаться место для новых финтех-компаний и решений", — заключает Виталий Нижегородцев.