Обзор Stray: в чем секрет популярности игры про кота

Обзор Stray: в чем секрет популярности игры про кота

Stray – самая высокооцененная игра в Steam с начала года.

Игра про кота Stray уже стала одной из самых популярных в 2022 году. Согласно рейтингу сайта Steam250, который отслеживает пользовательские оценки, Stray получила 98% положительных отзывов из более чем 42 тысяч, а также среднюю оценку 8,61. Это даже выше, чем у знаменитого God of War. Итак, в чем же секрет? Давайте разбираться вместе.

О чем игра?

Stray — это приключение кота в мрачном, но вселяющем надежду мире киберпанка. Весь ее мир превращается в городские джунгли, а исследование локаций становится вашей первоцелью. Но не стоит причислять Stray просто к симулятору кошки, ведь это полноценная сюжетная история и понравится она не только фанатам кошачьих.

Сочетание главного персонажа и простых головоломок с заданиями делают Stray достаточно сбалансированной. Хотя искушенные игроки могут посчитать ее скучной. Популярной она стала именно благодаря концепции — поместить игрока в "тело" обычного кота. Он является рассказчиком и самым привлекательным элементом.

Можно сказать, что все гениально и просто. У вас есть котик, вы помещаете его в столь любимый у геймеров киберпанк, добавляете немного анимации, неона, роботов и игроки очарованы — миссия выполнена. Рейтинги стали взрываться от милоты еще на этапе презентации проекта, что также сыграло немаловажную роль.

История

Игра начинается с того, что семейство кошек проживает в зеленых и освещенных солнцем джунглях или, скорее, руинах заброшенного города. Вы — милый рыжий кот, а ваша жизнь — это залипание на красоту природы, водопадов и передвижение по трубам. Именно на этом этапе игры вас знакомят с возможностями движений персонажа. Упор здесь делается на умение кота уклоняться, бегать и подкрадываться.

Но прекрасное и спокойное существование рушится, когда один роковой прыжок не проходит успешно и вы падете в пропасть. Теперь ваш кот — один в мрачном и незнакомом для вас мире, сильно отличающемся от той красоты "наверху". Чуть позже вы знакомитесь с роботом-компаньоном и вместе распутываете сложную историю о том, существует ли тот мир, из которого вы прибыли.

Окружающий мир

Мир на удивление богат — это большой плюс. Ведь кроме довольно непродолжительного прохождения, вы можете исследовать локации, дома и заглядывать в приоткрытые окна.

Если говорить о концепции антиутопии, то Stray повторяет идеи вертикального устройства мира: бедные и бесправные живут на нижних уровнях, а богатые — в роскоши наверху. Из визуальных элементов киберпанка здесь присутствуют неоновые рекламные вывески, узкие переулки, бессистемная архитектура и неоспоримое ощущение нахождения в Гонконге.

В каждом из районов довольно плотная застройка и интересная планировка, поэтому много укромных закоулков, где можно найти интересные предметы. Они помогут пройти некоторые из уровней квеста. Некоторые коллекционные предметы спрятаны настолько хорошо, что при первом прохождении обнаружить их не получается.

Несмотря на довольно антиутопичную и мрачную картинку, сам город полон очаровательных роботов, каждый из которых расскажет вам свою историю. Независимо от того, влияют ли их ответы на сюжетную историю или нет.

Самые интересные декорации были воссозданы за серыми стенами — в небольших квартирках разбросаны портативные радиоприемники, мониторы и другая техника в стиле 70-80-ых годов.

Игровая механика

Управление в игре достаточно примитивное. Ваш кот умеет бегать лишь линейно, головоломки не требуют сложных решений, кнопки для прыжков или взятия предметов применяются просто. Но есть незначительные минусы — иногда забраться на кондиционеры, жердочки, перила сложнее, чем кажется. Пока рядом с предметом не окажется нужного значка, вы не запрыгните и не спрыгните, даже если думаете, что верно повернули персонажа. Поэтому рекомендуется проходить Stray с помощью контроллера, а не клавиатурой на ПК. По этой же причине частично анимация может показаться отрывистой и скованной.

Ваша задача — выполнять задания, перемещаясь по городу. По сути, это лишь два действия "укажи и нажми", где указателем работает кот.

Стены, деревья и коврики можно царапать, о предметы можно мило тереться, а удачно стоящие на углу предметы скидывать вниз и разбивать. Чисто случайно. По всей локации можно найти и спокойное место для отдыха, где ваш кот свернется клубочком и немного вздремнет, а вы насладитесь картинкой и саундтреком.

Для прохождения всей сюжетной игры требуется примерно 5-6 часов. И если первые полчаса вы мило бродите и исследуете возможности, то на одном из уровней внезапно появляются мутировавшие злобные существа, и вы, возможно, впервые умираете. Как это произошло с моим котиком. Но, как мы знаем, у котов целых девять жизней, так что после небольшого шока от того, что в игре все-таки можно умереть, вы продолжаете дальше. И тогда-то вы говорите себе: "Ну, добро пожаловать в Stray".

Помогает в выполнении заданий вам столь же дружелюбный робот B-12, которого вам сначала надо найти и запустить. Компаньон передвигается вместе с вами и живет в вашем рюкзаке. Если вы думали, что человеческой речи за всю игру не услышите, то робот компенсирует мурлыкание и мяукание.

Звук

Тишина на первых этапах игры используется не просто так. Она здесь как художественный прием, изображающий изоляцию персонажа. И вы слышите отдаленно струйки воды, капающей сверху или шаги лап по холодной земле.

Чуть дальше к ним добавляются звуки сирен для усиления напряжения, местами жуткие биты или синтезаторные ритмы для обозначения опасности большого города. Конечно же, главный звук игры — кошачий.

Кроме того, что вы можете сами управлять "мяу" вашего котика, чтобы получать подсказки и общаться с другими персонажами, сам герой дает вам сигналы того, что ему больно, тревожно или радостно. Фишкой можно считать мурчание кота, которое отдается прямо в контроллер — это добавляет атмосферности.

Эмоциональность

Интересно и то, как на игроков влияет уровень эмоциональных переживаний или эмпатии к герою. Не будем отрицать, что большинству не очень-то понравится причинять животным боль, поэтому у вас мгновенно возникает инстинкт защиты персонажа.

В этом есть заслуга разработчиков. Французская студия BlueTwelve ранее была не очень известна геймерам. Но успела выделиться идеей — они точно знали, что делали, потратив столько времени и внимания на моделирование движений и поведения настоящих котов. Их герои получились такими реалистичными, потому что у них есть реальные прототипы и вдохновение. Например, главного героя нашли и приютили с улиц Монпелье. Также в создании характера персонажа разработчики ориентировались на офисных котов студии.

Итог

Stray вышел на PlayStation 4, PlayStation 5 и Windows PC. И на PS5 он выглядит фантастически — от высокодетализированного окружения до плавной, почти полностью реалистичной анимации. С ПК все выглядит не так идеально, но если вы потратите достаточное количество времени на настройку, то дисплей потянет и такое.

Большая заслуга студии в том, что сразу после релиза игры никто из геймеров массово не жаловался на серьезные сбои, ошибки или баги.

Среди основных плюсов: вы играете за кота, перед вами классический мир киберпанка, вы проходите интригующую сюжетную историю и восхищаетесь визуалом. Но не обошлось и без минусов в виде короткой продолжительности игры и сильно упрощенной игровой механики.

Игра точно войдет в топы этого года, ведь новинок не так уж и много, да и конкуренция небольшая. Рекомендуем ее всем тем, кто хочет расслабиться, позалипать на красивые локации и провести время за простым действием.