У них свой «Method» взращивания талантов

У них свой «Method» взращивания талантов

Самат Исказиев рассказал нам о том, как устроен образовательный бизнес в IT, и есть ли смысл идти в программисты

Предисловие редактора

Начиная большую и продолжительную (мы на это сильно надеемся) серию постов о школах программирования, хочется сразу объять все вопросы и проблемы, стоящие перед образовательным процессом казахстанского IT. К счастью, от этого максимализма нас удерживают сами собеседники, вдумчиво излагая факты и истории в том единственно верном формате, который объективно допустим и применим к ситуации. Так что, со-основатель школы программирования «Method» и по совместительству выпускник Iowa State University Самат Исказиев - не просто наш первый спикер, но и в каком-то смысле соавтор материала.

Сколько лет Method существует на рынке?

Наша школа запустилась в июне 2014 года - получается, этот год у нас юбилейный. Трансформаций с тех пор было много - что в языках программирования, что на самом рынке. Могу отметить рост осознанности наших граждан. Пять лет назад школ вроде нашей было совсем немного.

В то время, как за рубежом программирование набирало обороты, в Казахстане об этом даже не думали. На рынке не было понимания, что все движется в цифровом направлении, а спрос на курсы будет колоссальным. Но время не стоит на месте, и диктует свои правила: программирование набирает популярность, а значит – поставленная нами планка здорово поднимается с каждым днем. Растет конкуренция – растем мы.

Расскажите, какие направления в IT охватывает Method?

Наше целевое направление – это обучение. У нас действует качественно «обкатанная» (усовершенствованная – прим. автора) система. Мы стараемся найти подход для каждой аудитории – от мала до велика. Еще у нас действует спецпроект для девочек и девушек -  Coding Girls.

В 2017 году мы запустили проект по стажировкам «Method Pro» в Астане, и через год к столичным стажерам прибавились алматинские. Этот проект популярен среди профессионалов, которые хотят повышать свою квалификацию. У нас целый список компаний-партнеров, с которыми мы заключаем соглашения о практике наших студентов. Самые активные обычно сразу трудоустраиваются.

Сколько примерно длится обучение по каждой дисциплине?

Кодить наши студенты начинают с Python, потому что это самый понятный и актуальный язык для начинающих. В зависимости от запросов и целей, мы подбираем специальные треки, по ним и выстраивается само обучение. Курсы у нас обычно длятся от одного до трех месяцев. Если у вас хорошо освоен Python, то вам будет легко переходить на другие языки. Среди курсов сейчас популярны Python intro, Data Analytics, Web-development. Кроме того, у нас преподаются Ruby, вeб-разработка на Django, разработка игр на Unity 3D и другие.

Кто больше остальных заинтересован в вашем формате преподавания?

Большинство наших студентов – это ученики 9-11 классов. В целом, мы считаем, что именно на них и нужно делать акцент. Ведь пока ты не поступил в университет, ты быстрее поймешь, нужно тебе это или нет. Почитайте биографию Билла Гейтса или Илона Маска – все они занимаются кодингом со школьной скамьи. А мы только-только приходим к этому, и времени для раскачки нет - нужно уже сейчас взращивать свои таланты.

Айтишники – особый тип людей, обладающих универсальными навыками. Язык компьютера во всем мире один, поэтому грамотный прогер найдет себе работу в любой точке мира. В то же самое время, юристы, или бухгалтеры не могут рвануть за границу и работать без знания местного языка и законов. А у программистов все гораздо легче.

Помимо школьников, к нам часто приходят студенты или выпускники вузов, которые выбрали профессию не по зову сердца, а из-за гранта в университете или настояний родителей. С нами они пытаются начать новый путь к знаниям.

Можно стать программистом без высшего профильного образования?

Без диплома вполне реально устроиться на хорошую работу. Например, один из наших студентов поступил в университет на первый курс. Обучившись в «Method», ему удалось закрыть несколько кредитов досрочно, после чего он устроился в IT-компанию разработчиком. Плюс прогерства в том, что работать можно дистанционно.

Программисты много работают с зарубежными заказами. Для отрасли кодинга это норма?

За рубежом программист уважаем так же, как у нас - нефтяник. Все-таки, такой вариант работы очень удобен: можно сидеть дома с нашим казахстанским уровнем жизни, при это получать зарплату в долларах и евро.  Это большой шанс для нашей страны привлекать иностранную валюту именно таким образом. Да, зарубежные работодатели во многом больше ценят труд айтишников, поэтому и работается с ними проще. Но есть и обратный вариант, когда казахстанцы заказывают проекты у зарубежных специалистов, чаще всего у украинских и белорусских.

С какими трудностями сталкивалась ваша школа за период своей деятельности? Как вы выходили из сложных ситуаций?

Строить бизнес в образовании – дело не из легких, поэтому трудности всегда были и будут. Из самых последних могу назвать инцидент, произошедший первого сентября прошлого года. Из нашего офиса в центре города украли 27 ноутбуков. К слову, вора мы так и не нашли. У нас должны были вот-вот начаться курсы, поэтому времени было катастрофически мало. Это был определенный удар – и материальный, и психологический. Но мы быстро пришли в себя, собрались, поменяли адрес, отсрочили запуск на две недели, и продолжили вершить свою миссию. Сейчас об этом вспоминать гораздо легче.

Расскажите о своих преподавателях.

Айтишники в большинстве своем интроверты, поэтому обучать под силу не каждому. Бывают такие крутые специалисты, которые пишут стоящие проекты, но не могут объяснить, как именно они это сделали. То есть, знать и делать – это одно, а научить кого-то делать так же – это уж совсем другое.

Поэтому мы обращаем внимание на то, как человек держится на публике, как быстро выстраивает коммуникации. Если мы замечаем в ребятах потенциал, то дальше сами обучаем их нашему внутреннему устройству, системе ценностей. Наши учителя – это друзья, всегда готовые помочь тебе.