“Мам, я больше не хочу в IT”. Как вернуть интерес ребенка к обучению?

“Мам, я больше не хочу в IT”. Как вернуть интерес ребенка к обучению?

Кажется, сегодня нет ни одной семьи, в которой родители не понимали бы важность развития своего ребенка и не пытались бы любыми всевозможными способами привить ему интерес к знаниям. Однако, как быть, если первые несколько уроков у чада горели глаза, а потом он стал отказываться от посещения занятий? Что делать? Поделиться своим мнением попросили менеджера образовательных проектов онлайн-школы GeekSchool — вендора EdTech-платформы Lerna Анастасию Петряеву и детского профориентолога Марину Автухову.

вендор EdTech-платформы Lerna Анастасия Петряева
вендор EdTech-платформы Lerna Анастасия Петряева

— Почему ребенок теряет интерес к обучению?

— Чаще всего это происходит из-за скуки. Вероятно, ребенок практически не принимает участие в процессе обучения. Возможна и другая причина — он не понимает объяснений преподавателя и в какой-то момент чувствует себя хуже других детей. Замыкается и внутренне принимает решение, что больше не будет посещать занятия. Учитывая это, в конце урока важно всегда запрашивать обратную связь. Уточнять, все ли было понятно. Честный ответ на этот вопрос достигается, если ребенок доверяет преподавателю и искренне готов признаться, что не усвоил материал.

— Как должен быть выстроен процесс обучения, чтобы у ребенка не пропало желание учиться?

— На протяжении всего урока ребенок должен быть вовлечен в работу, постоянно размышлять. Для этого преподавателю необходимо менять сферу деятельности: 5-10 минут теории, затем практика: обсуждение или викторина. У детей в возрасте до 10 лет должно быть больше практических заданий, а тем, кто старше можно сделать акцент на теоретические знания.

Также важно ориентироваться на примеры, которые близки и понятны детям определенного возраста. Например, объяснять какую-то задачу, используя популярных героев игр или мультиков. Важно, чтобы преподаватель слышал и видел потребности и потенциал конкретного ученика в разных направлениях.

— Какие барьеры могут возникнуть между преподавателем и ребенком? Как их преодолеть?

— Может быть барьер "страха". Дети зачастую стесняются признаться в том, что они чего-то не понимают и не знают. К слову, не каждый взрослый это сделает. В связи с этим, преподавателю стоит отойти от вопросов типа: "Всё ли понятно? Всем ли понятно?". От каких-то обобщенных примеров из серии: "Во всеми известном фильме", "Все вы знаете" и т.д. Необходимо проверять знания у конкретного ребёнка, просить показать, что получилось и так далее. Когда ученик видит, что за ошибки его не ругают, а спокойно отвечают, пусть даже один и тот же вопрос звучит уже в третий раз, у него появляется смелость говорить о том, что что-то непонятно. Разрушить барьер "страха" — это очень важно.

— Что вы делаете, если замечаете, что мотивация все же пропала? Какой выход?

— Я меняю подход к ребенку, предварительно поинтересовавшись, что именно ему не нравится, в чем возникают сложности. Также моя задача — узнать об ученике больше и подумать над тем, как лучше ему подать материал, чтобы затронуть его сферу интересов.

— Существуют ли специальные подходы, которые могут повысить интерес ребенка?

—Да, уроки можно проводить увлекательнее, используя геймификацию или сторителлинг через маскота школы. В процессе занятия рекомендую делать пятиминутный перерыв на игру, чтобы дети ждали урока не только для получения знаний, но и ради участия в активности. Можно проводить викторину на повторение, участвуя в которой ребята будут соревноваться между собой. Есть также идеи с адаптированием доски Канбан.

— Как ребенок может применить свои знания на практике после обучения в Geekschool?

— У нас на курсах ребята создают как минимум пять проектов (по количеству модулей), причём в заключительном всех ждёт групповая работа, как в настоящей IT-команде. Также в рамках курса мы показываем детям, куда можно выкладывать свои проекты, и обсуждаем варианты развития в сфере. У ребят появляется понимание того, как они могут применить свои умения и таланты впоследствии. Они формируют портфолио. Большинство работ мы выкладываем в наших соцсетях, в комьюнити. Также мы делимся историями успеха учеников, которые прошли курсы, а потом даже и выигрывали олимпиады и конкурсы.

— Какие примеры успеха в IT-сфере можно привести, чтобы вдохновить ребенка учиться?

— Мы обычно приводим в пример инди-разработчиков: создателя игры Undertale и Stardew Valley. Стараемся не говорить, что в десять лет дети смогут зарабатывать миллионы. Это может быть воспринято скорее, как фактор давления, нежели мотивация к действию.

— Что порекомендуете родителям, которые заинтересованы в образовании?

— Самое главное  не убивать интерес. Если что-то не получается, не ругать. Вначале ребенок будет делать робкие шаги, но спустя время он обретет уверенность. Родителям нужно просто быть рядом и поддерживать.

детский профориентолог Марина Автухова
детский профориентолог Марина Автухова

Марина Автухова, детский профориентолог и педагог также считает, что родители играют важную роль в мотивации ребенка к обучению. По ее мнению, мотивация появляется у детей уже в возрасте 5-6 лет и усиливается в процессе взросления:

— Формирование поведенческих особенностей напрямую зависит от вовлеченности и действий родителей. Мотивация, как физиологический процесс, зависит от внутренних и внешних факторов, например, слов или примера другого. Учитывая это, важно осознавать что и как мы говорим друг другу. Существует два вида мотивации: мотивация из страха и мотивация из вдохновения.

Как мотивировать из страха всем нам хорошо известно, но такой подход вызывает у ребенка стресс и желание убежать от реальности туда, где его принимают, любят и заботятся. Мотивация через вдохновении заключается в том, чтобы объяснить ребенку на его уровне осознанности, зачем ему учить тот или иной предмет. Он с радостью вовлекается, если понимает смысл обучения. Дальше важно пробовать, делать, видеть, что удаётся выполнять и получать похвалу. Именно тут очень важна роль взрослого.

Рекомендации для родителей:

1. Чаще используйте фразы: "Ты пока еще не знаешь, ты пока еще не умеешь, ты пока еще... но обязательно научишься".

2. Используйте метод "зеленой ручки". Указывайте не на ошибки ребенка, а выделяйте правильный вариант, которому он должен следовать.

3. Постоянно рассказывайте на уровне ребенка о смысле каждого предмета/действия. Доносите информацию, учитывая интересы ребенка.

4. Посещайте мероприятия, где ребенок сможет познакомиться с интересными людьми из сферы, которую изучает. Знакомьте его с реальными кейсами.