Мобильные финансы: конкурентное преимущество для телеком-операторов
Представитель крупнейшего в Казахстане телеком-оператора Kcell рассказал о том, как развитие мобильных финансов работает на увеличение лояльности потребителей и усиливает позиции оператора на рынке. Сегодня компания занимает лидирующее положение в этом секторе, и уже есть результаты, позволяющие делать далеко идущие выводы.
"Это, конечно, история про лояльность абонентов и бенефиты, которые получают сотовые операторы от такой работы, — сказал Владимир Ким, Stream Leader Kcell. — В первую очередь, мы рассматриваем сервис мобильных финансовых услуг как конкурентное преимущество. Как вы знаете, у нас на рынке работает 3 оператора, и все в той или иной степени предоставляют схожие услуги. Мобильные финансы позволяют нам полноценно конкурировать, мы предоставляем один из самых больших размеров кэшбеков и бонусов. Также мы предлагаем эксклюзивное партнерство нашим абонентам с различными сервисами.
Еще это, конечно, история про лояльность абонентов, то есть мы осуществляли замеры и получили результат существенно выше среднего. Что, конечно, снижает и уровень оттока абонентов и увеличивает лайф-тайм нашего абонента в сети. Тут нужно упомянуть, что в текущей инфраструктуре организация мобильных сервисов для нас высокомаржинальна. Имея биллинговую систему, баланс мобильный и другие инструменты, прикрутить сюда платежные функции не составляет большого труда и капитальных затрат. У нас есть платежные партнеры, поэтому маржинальность свыше 65 % — потенциал к ее существенному увеличению.
Следующее преимущество — это вовлечение. В нашей программе лояльности уже участвует более трехсот тысяч абонентов. Не все абонементы по умолчанию подключаются. Нужно в мобильном приложении открыть бонусный счет — это намеренное действие. Но следом абонент будет получать вознаграждение за свои действия: финансовые операции, оплату баланса и т. д. У нас, наверное, один из самых высоких уровней утилизации бонусов — более 85 %. Бонусы абонент может перевести себе на баланс. Это же позволяет нам привлекать новых абонентов. Аналитика показывает, что в первые же дни 10-15 % совершают операции именно по мобильным финансам".
Так, в 2022 году оборот оператора по мобильным финансовым сервисам составил более 50 млрд тенге. Проект OGO банка стартовал в середине 2021 года, а уже в конце 2022 года у оператора было более 120 тысяч выпущенных OGO-карт. Одновременно (в 2021 году) стартовала программа лояльности, и к концу 2022 года в ней было более 250 участников. Количество участников программы лояльности в текущем году перевалило за 300 тысяч.
Кроме того, фиксируются показатели того, что абоненты пользуются более чем одним сервисом: например, не только для оплаты проезда, но и коммунальных услуг, либо мобильными переводами.
Так называемые нео-банки — относительно новый вид банковских услуг. По словам Владимира Кима, изначально в Kcell относились к этому больше как к эксперименту. Но уже в 2021 году совместно с банками-партнерами оператор запустил полноценный проект. Сейчас в нем есть такие сервисы, как дистанционное открытие банковской карты за 5 минут, открытие депозитов и получение кредитов с дистанционной биометрией. Абоненты могут совершать как безналичные покупки, так и снимать деньги при наличии банкоматов, поддерживающих эту функцию.
"У нас есть несколько банков крупнейших, которые поддерживают обслуживание в банкоматах и позволяют снимать без комиссии до 500 тысяч тенге. Но по статистике мы видим, что доля абонентов, которые снимают наличные, очень мала, то есть мы перешли в безналичную эпоху. Но и дальше мы планируем развивать и улучшать клиентский опыт, а также готовим сюрприз для наших абонентов", — отметил Владимир Ким.
Интересно, что такое стремительное развитие сервиса мобильных финансов создает и новые возможности на рынке труда. Спрос на разработчиков мобильных приложений уже сейчас весьма велик. Это одна из самых востребованных и высокооплачиваемых специальностей. Если такой разработчик еще и понимает основы финансов, чтобы целенаправленно создавать продукты именно для финтеха, цены ему не будет. Также, как заметил Владимир Ким, большим спросом, вероятно, будут пользоваться аналитики, способные отслеживать клиентский опыт и прогнозировать поведение потребителей на основе полученных данных, чтобы разрабатывать наиболее эффективные продукты и предложения для потребителей.