Кто перехватывает звонки в службу поддержки банков

Кто перехватывает звонки в службу поддержки банков

Банковские троянцы становятся всё изощреннее. Если раньше мошенники звонили клиентам от лица специалистов по безопасности, то теперь обнаружен троянец Fakecalls, который может перехватывать звонки пользователей в финансовые организации.

Зловред мимикрирует под банковские приложения известных южнокорейских банков. Под видом сотрудников финансовой организации злоумышленники могут пытаться выведать у жертв платёжные данные или другую конфиденциальную информацию.

Когда человек звонит на горячую линию банка, троянец открывает поддельный экран звонка, а далее события развиваются по одному из двух вариантов.

Первый: Fakecalls соединяет жертву напрямую со злоумышленником, который представляется сотрудником поддержки.

Второй: пока идёт соединение, троянец включает короткие аудиозаписи на корейском языке.

Запись может быть, например, такой: "Здравствуйте, спасибо, что позвонили в наш банк. Наш колл-центр сейчас обрабатывает большой объём звонков. Консультант свяжется с вами при первой возможности".

Это позволяет злоумышленникам входить в доверие к жертвам и получать от них в ходе дальнейшего разговора ценную информацию, включая детали банковского счёта.

После установки приложение Fakecalls запрашивает множество разрешений, таких как доступ к контактам, микрофону, камере, геолокации и управлению вызовами. С их помощью зловред может сбрасывать входящие звонки и удалять их из истории на устройстве, например, если до клиента пытается дозвониться реальный представитель банка.

Злоумышленники используют логотипы настоящих банков и показывают реальные номера поддержки, совпадающие с теми, которые можно найти на официальных сайтах банков. Однако авторы Fakecalls не учли, что разные клиенты банка могут использовать разные языки интерфейса, например английский вместо корейского. Экран троянца показывает только корейскую версию, и, соответственно, некоторые пользователи могут распознать ловушку.

"Пользователи не привыкли сталкиваться с рисками при обращении в службы поддержки банков. Однако вредоносное ПО развивается, поэтому сохранять бдительность и следовать мерам кибербезопасности необходимо даже в такой ситуации. В первую очередь, важно помнить о том, что настоящий сотрудник финансовой организации не имеет права запрашивать у клиента платёжные данные. Также внимание необходимо при скачивании банковских приложений. Система не должна требовать избыточный доступ к контролю вашего устройства, включая обработку вызовов. Если такое происходит, высока вероятность, что это банковский троянец", — комментирует Валерий Зубанов, коммерческий директор "Лаборатории Касперского" в Центральной Азии.

Чтобы снизить риски стать жертвой такого вредоносного ПО, рекомендуют:

  • скачивать приложения только из официальных магазинов, они проверяют приложения на безопасность;
  • обращать внимание на то, какие разрешения запрашивают приложения, и проверять, действительно ли они нужны для их корректной работы;
  • никогда не рассказывать конфиденциальную информацию по телефону. Настоящие сотрудники банков никогда не попросят в телефонном разговоре назвать логин и пароль, PIN, СVC/СVV-код или коды из СМС;
  • установить надёжное защитное решение на все свои устройства, в том числе мобильные.