Кто из отечественных разработчиков может посоперничать с европейскими?

Кто из отечественных разработчиков может посоперничать с европейскими?

Digital-отрасль — одно из самых динамично развивающихся и перспективных направлений. По данным HeadHunter, вакансии в IT и телеком- сферах входят в топ самых востребованных в нашей стране. А в соседней России количество опубликованных вакансий по digital-профессиям выросло на 1561% с 2010 года.

Высокая концентрация сильных экспертов — преимущество для страны, независимость от ограниченных ресурсов. Но способны ли казахстанские специалисты создавать продукты мирового уровня? Свой кейс нам рассказали Станислав и Дмитрий Жолобенко, эксперты из отдела контроля качества сети Beeline Казахстан.

 Станислав работает в компании уже 20 лет.

"Телеком — непростая отрасль. На качество связи влияет огромное количество факторов: количество пользователей, тип потребляемого контента, городская застройка, ландшафт. И если физическими факторами все более-менее понятно — отключилось электричество, пропала связь, мы устраняем причину — то с тонкими настройками оборудования сложнее. Например, построили здание, оно закрывает антенну, поэтому оборудование работает, но чуть хуже. И пока абоненты массово не начнут жаловаться, мы об этом не узнаем", — рассказывает Станислав.

В стране у оператора тысячи базовых станций связи и постоянно проверять эффективность каждой и выяснять причины неполадок вручную — трудоемкая работа. На каждой базовой станции может быть от 3 до 18 секторов, которые обеспечивают покрытие сети на разных частотах. У каждого — сотни параметров, характеризующих работу различных сервисов, например, голосовой связи или интернета. В день 80 000 секторов генерируют более 400 тысяч статистических показателей.

 Полгода понадобилось Дмитрию на разработку первой версии программы.

Тогда Станислав и Дмитрий, объединив знания процессов в телекоммуникациях и возможности разработки, создали программный инструмент, который решил задачу: ОКК Analyze Tool — аналитический инструмент отдела контроля качества. Этот программный продукт обрабатывает информацию одновременно со всех станций, отбрасывает единичные и эпизодические инциденты и наоборот, объединяет соседние станции, которые работают хуже, в один инцидент, а потом сообщает о нем инженеру. А еще подсказывает, в чем может быть причина и как ее устранить.

Зарубежный вендор предлагал похожий продукт на условиях подписки стоимостью 200 000 USD в год. Эксперты рады, что смогли сэкономить эти деньги для компании.

Создавая продукт, Станислав и Дмитрий столкнулись сразу с несколькими вызовами. Поскольку аналогов OKK Analyze Tool не было в стране, специалисты начинали с нуля. Первым шагом было важно сформировать правильное техническое задание для программиста, чтобы тот мог создать алгоритмы подсчета данных внутри системы. Создать архитектуру продукта тоже было непросто: Дмитрий много читал и экспериментировал, чтобы удалось выводить закономерности из Big Data. В итоге ему удалось не только справиться с задачей, но поднять свой профессиональный уровень. После запуска проекта он получил повышение.

 Интерфейс программного продукта, который разработали специалисты Beeline.

Основная цель отдела, в котором работают Станислав и Дмитрий, — контроль качества. OKK Analyze Tool позволил повысить планку отдела. Теперь процесс обработки информации полностью автоматизирован. Инженеру больше не нужно смотреть статистику, он сразу выезжает и устраняет проблему.

"Так мы и выходим на новый уровень качества, — говорит Дмитрий. — Связь сегодня — услуга первостепенной необходимости, как электроэнергия или водоснабжение. Поэтому главная задача компании — обеспечить стабильность и скорость. С OKKAnalyze Tool мы стали решать проблемы проактивно, не дожидаясь, пока пользователь начнет жаловаться".

Специалисты не собираются останавливаться на достигнутом и планируют улучшать свою разработку. По словам специалистов, сеть — кладезь информации. Появляются новые услуги и технологии, расширяется зона покрытия, объемы данных растут. Нужно только понимать, как все эти данные собрать и интерпретировать, а на их основе принимать решения, которые улучшат продукт и жизнь клиента.