Почему медики не доверяют дистанционной медицине
С одной стороны, это рискованно, с другой — подтверждает востребованность дистанционных форм консультаций.
Казахстанцы всё чаще нуждаются в удалённом медицинском обслуживании. Об этом говорят данные опроса пользователей приложения Damumed. Так, 40% опрошенных сообщили о потребности в дистанционных услугах участковых врачей, 30% — узких специалистов. При этом услугами онлайн-приёмов часто пользуется каждый десятый, а 29% обращаются за дистанционной помощью изредка. Кроме того, многие неофициально консультируются у знакомых медиков.
"Лаборатория Касперского" попыталась выяснить, что думают сами медики о рисках и возможностях развития дистанционных технологий в медицине. В исследовании приняли участие представители профессионального медицинского сообщества из 34 стран мира. Более 37% респондентов допускают полную замену "живых" коммуникаций врача с пациентами на цифровое взаимодействие в 20-летней перспективе.
При этом 91% участников опроса, работающих в организациях, предоставляющих медицинские сервисы, подтвердили, что там, где они работает, применяется как минимум один вид телемедицины. 13% поставщиков медицинских услуг полностью перешли на онлайн-формат консультаций.
В то же время респонденты (81%) обеспокоены рисками, связанными с возможными утечками данных пациентов во время удалённых сеансов и санкциями к бизнесу в таких случаях.
В чем есть опасения?
29% опрошенных сталкивались со случаями передачи данных пациентов третьим лицам для медицинских или маркетинговых исследований по электронной почте без использования доступа с паролем. А более половины (54%) поставщиков услуг отметили, что врачи применяли для онлайн-консультаций сторонние платформы и мессенджеры, такие как FaceTime, Facebook Messenger, WhatsApp и Zoom.
Каждый второй сообщил, что медицинская организация, в которой он работает, подвергалась киберугрозам. Треть опрошенных рассказали об уязвимостях в сторонних технологиях, которые приводили к утечкам данных (33%), отказу в обслуживании из-за DDoS-атак (32%) и атакам программ-вымогателей (32%).
Ещё одной зоной риска оказалось использование медицинского оборудования с устаревшими операционными системами (73%). Среди причин, по которым оборудование не обновляется, участники опроса назвали высокую стоимость (37%), несовместимость программного обеспечения (29%), нехватку соответствующих знаний у сотрудников (17%) и другие факторы (18%).
"Отсутствие необходимых защитных мер может сказаться на отношении пациентов к технологии. Так, 52% поставщиков услуг телемедицины сталкивались со случаями, когда клиенты отказывались от участия в видеоконференции из-за опасений о нарушении конфиденциальности и сохранности данных", — отметил Валерий Зубанов, коммерческий директор "Лаборатории Касперского" в Центральной Азии.
Какие есть рекомендации?
Повысить доверие к современным формам взаимодействия с врачами, не упустить пациентов в так называемые "серые зоны" неофициальных онлайн-консультаций, где их поджидает ещё больше рисков, помогут несколько ключевых моментов в построении системы защиты медицинской организации от киберугроз:
- обучать персонал знаниям о киберрисках, умению объяснять пациентам о принятых мерах по защите информации;
- использовать решение для защиты электронной почты, чтобы опасные вложения не нанесли вред инфраструктуре компании;
- обеспечить защиту всех устройств, не только офисных смартфонов, но и медицинского оборудования или терминалов, подключённых к интернету;
- регулярно обновлять ПО;
- использовать защитные решения, адаптированные под устаревшие операционные системы, если обновить ОС невозможно.