Global Fintech Index: что не так с нашим банковским сектором?

Global Fintech Index: что не так с нашим банковским сектором?

Впервые Казахстан вошел в Глобальный рейтинг Global Fintech — занял 66 место среди 83 стран мира и 13 место среди стран Азии.

С этим рейтингом я познакомилась впервые и была вначале удивлена невысоким показателем Казахстана, при том, что у нас достаточно развитые банковские платформы. Я решила разобраться в этом индексе, чтобы понять, почему наша страна заняла такие позиции. Изучать глубоко различные рейтинги полезно, так как, понимая методологию, можно найти и узкие страновые места и возможности на будущее.

Итак, начнем с того, что этот Global Fintech Rankings Report собирается группой независимых экспертов при спонсорской поддержке компаний, работающих в области Fintech. В частности, главным спонсором репорта 2021 года выступила компания Mambu, которая предоставляет услуги банковской платформы.

Методология рейтинга Global Fintex Index учитывает 3 важных фактора:

  1. Количество финтех компаний.
  2. Качество финтех компаний.
  3. ВДеловая среда.

Разложив позицию Казахстана по данным субиндексам, мы видим следующую картину. В Казахстане Fintech — это огромные банковские экосистемы. Сегодня банки у нас занимаются всем: и традиционными банковскими услугами, и маркетплейсами, и билетным бизнесом, логистикой и другими услугами и сервисами. То есть, помимо присутствия на рынке банковских и иных финансовых услуг, банки сегодня имеют практически монопольное положение на рынке е-коммерса, IT и др. Такое положение банковского сектора на разных рынках сложилось в странах СНГ и Африки. То есть практически в развивающихся экономиках с олигополистической структурой.

В развитых же странах присутствует достаточно сильное антимонопольное законодательство, которое способствует развитию именно деловой среды и конкуренции особенно в сферах, связанных с цифровизацией Fintech, Healthtech, Edutechа и др.

В таких странах банки и телеком-операторы, развивающие свои платформы и экосистемы, способствуют развитию, так называемой экономики API. Исследование IBM Institute for Business Value, опубликованное в 2016 году, выделило три основных вида бизнес-модели на основе API, которые используются передовыми банками и компаниями: прямое потребление API-услуг конечными пользователями, создание маркетплейса для производителей и потребителей API-услуг и, наконец, развитие API-экосистемы с участием бизнес-партнеров.

Кстати, именно развитие деловой среды и выращивание крепких бизнес-партнеров вокруг себя, являются миссиями многих крупных международных банков. В связи с повесткой ESG у передового банковского сектора идеология бизнеса следующая: "богатеют мои партнеры и клиенты, богатею и я". Это я утрированно, упрощенно говорю. Отсюда и получают развитие рынки Fintech в таких странах, как США, Великобритания, Германия и др. Развитие деловой экосистемы, построенной на экономике API, способствует привлечению больших инвестиций в Fintex, развитию IT-предпринимательства и здоровой конкуренции.

У нас, к сожалению, пока банковский сектор заточен на выращивание "натурального хозяйства". Вообще, развивать вокруг себя "натуральное хозяйство" у нас любят не только банки, но и телекомы, промышленные предприятия и в целом крупный бизнес у нас живет в парадигме мышления масштабирования в ширину.

Хотя технология API в банковском секторе уже доказала, что может изменить не только бизнес, но и весь рынок, привлечь дополнительные инвестиции и оздоровить деловой климат. Но здесь надо сначала менять мышление топ-менеджеров, ну и развивать антимонопольное законодательство. Если мы хотим оздоровить экономику, по-другому никак.