Что такое Corporate Wellbeing и почему компании нанимают онлайн-психологов

Что такое Corporate Wellbeing и почему компании нанимают онлайн-психологов

Работодатели в Казахстане всерьез заинтересовались благополучием своих сотрудников. Модный тренд или HR будущего?

Ведущие международные компании в Казахстане активно внедряют программы и сервисы корпоративного благополучия (Corporate Wellbeing). Тренд распространяется с завидной скоростью, в особенности среди компаний со штаб-квартирами в странах ЕС, Великобритании и США. Корпоративное благополучие становится топ-темой профессиональных дискуссий среди управленцев и директоров по персоналу. Осенью 2022 года ведущая бизнес-ассоциация, объединяющая международный бизнес в Казахстане, EUROBAK, посвятила вопросу корпоративного благополучия одну из своих встреч.

О том, что такое корпоративное благополучие, почему им так заинтересовался бизнес и насколько на самом деле благополучны сотрудники казахстанских компаний эксклюзивно для Bluescreen.kz рассказали Елена Бондарь, эксперт по разработке и внедрению программ корпоративного благополучия в Украине, странах Восточной Европы и Центральной Азии, а также Алия Токмурзина, Менеджер по обучению METRO Казахстан.

Что такое корпоративное благополучие

Предлагаем начать с определения базовых терминов.

Chartered Institute of Personnel and Development определяет "благополучие" как создание такой среды для поддержания состояния удовлетворенности, которая позволит сотрудникам развиваться и полностью реализовывать свой потенциал на благо самих себя и своей организации.

В бизнес-мире под организационным благополучием понимают участие работодателя в создании для сотрудников возможностей, способствующих их психологическому, финансовому, физическому и социальному благополучию.

США vs Европа

Организационное благополучие охватывает как минимум 4 сферы жизни сотрудника — физическое здоровье, психологическое здоровье, финансовое благополучие и социальные связи. На сейчас четко прослеживаются два подхода к достижению организационного благополучия: американский и европейский.

Американский подход — традиционно рационален. Он предполагает денежное поощрение сотрудников за поведение, которое способствует благополучию, и санкции за противоречащее благополучию поведение соответственно. Поощряется, как правило, финансово здоровое питание, активный отдых, спорт, совместное участие в социальных проектах. Не поощряются вредные привычки и другие похожие формы поведения.

Европейский подход базируется на концепции "счастья" и более толерантен к инструментам, которыми оно достигается. Ответственность за счастье сотрудника, пусть и частично, перекладывается на работодателя.

Однако анализируя эти подходы, важно не забывать, что как в США, так и в Западной Европе у самих людей развита и сформирована культура заботы о своем благополучии. То есть концепция благополучия, культивируется в западном мире не только на уровне организации, но и на уровне страны.

В странах СНГ о некоторых аспектах благополучия, например, психологическом здоровье или финансовых затруднениях говорить не принято. Однако вот уже пару лет растёт количество управленцев-лидеров, которые понимают влияние благополучия сотрудников на эффективность бизнеса, текучесть кадров и бренд работодателя.

Можно смело утверждать, что еще два года назад работодателей, которые предоставляют своим сотрудникам доступ к качественным программам организационного благополучия, можно было пересчитать на пальцах одной руки. Но сильные внешние потрясения на фоне повышения навыков ответственного лидерства самих управленцев ведут казахстанские компании все ближе к выбору в пользу корпоративного благополучия как основного инструмента управления талантами.

Как мировые события последних двух лет изменили казахстанцев

События в мире и их последствия для Казахстана обрушились на взрослое работоспособное население Казахстана, как снежная лавина.

 Елена Бондарь, CEO Wellbeing Company, эксперт по разработке и внедрению программ корпоративного благополучия в Украине, странах Восточной Европы и Центральной Азии.

Едва ли оправившись от последствий коронавируса, который в одночасье пошатнул основы всех четырех составляющих благополучия, — значительно повысилась тревожность (психологическое здоровье), победившие вирус столкнулись с длительным периодом реабилитации и восстановлением здоровья (физическое здоровье), преимущественное большинство почувствовали на себе и своих кошельках финансовые последствия замедления экономики (финансовое благополучие), а ограничения передвижения и массовых собраний (социальное благополучие) ограничили нашу базовую потребность в социализации. Другими словами, коронавирус сделал казахстанцев более уязвимыми физически, более тревожными ментально, менее обеспеченными финансово и менее социально активными.

Начало 2022 года принесло погромы по всей стране. Страна пережила трагедию с жертвами и пострадавшими. В обществе преобладал страх за собственную безопасность и ощущение полной неопределенности относительно будущего.

Таким образом, Казахстан на протяжении нескольких лет живет в условиях пермакризиса или поликризиса, то есть кризиса, который длится непрерывно на протяжении длительного времени и включает существенные изменения сразу во многих сферах жизни. Пребывание в пермакризисе неизменно приводит к увеличению случаев психологических состояний, таких как тревожность, депрессия, фрустрация.

Почему об этом важно задуматься работодателям?

В этих психологических состояниях казахстанцы приходят на работу и… тратят около 40 часов в год, то есть целую рабочую неделю, на решение личных, волнующих сотрудника вопросов (презентеизм — неэффективное использование рабочего времени) или не приходят на работу (абсентеизм — дополнительные дни отсутствия на рабочем месте), пользуясь больничными днями или хорошими отношениями с руководителями, которые, понимая болезненное состояние сотрудника, оставляют его восстановить силы дома.

Проявления презентеизма и абсентеизма в среднем обходятся работодателю в 1016 долларов в год на каждого сотрудника.

Еще одним неприятным для работодателя последствием неотвратимого обострения психологических состояний сотрудников является рост текучести кадров. Не только опытные, но и начинающие HR знают, что стоимость замены и обучения одного сотрудника для компании высока и составляет сегодня 150−200% от годового зарплатного фонда. А если ваш бизнес зависит от интеллектуально-емкого труда, депрессия и связанные с ней психологические расстройства угрожают вам больше, чем вирусы и вооруженные противостояния.

Цифры говорят сами за себя, но при этом, психологическая помощь не входит в большинство программ медицинского страхования. Неклиническая психологическая поддержка также не входит в услуги, которые покрываются государством. Таким образом, малый процент наших сотрудников, которые способны распознать и осознать психологическую природу своего неблагополучного состояния, должны самостоятельно обратиться за психологической помощью, стоимостью от 30 до 100 долларов за 1 час консультации.

И если вы думаете, что низкий процент казахстанцев, которые обращаются за психологической помощью, обусловлен дороговизной услуг, вы далеки от истины. Не менее высокими барьерами на пути к ментальному здоровью нации являются — осложненный доступ к психологам и общественная стигма.

Под осложненным доступом к психологам нужно понимать, в первую очередь, недостаточное количество таких специалистов в Казахстане. По данным исследования Mental Health Altas 2020, на 100 000 казахстанцев в стране только лишь 24 специалиста в сфере психологического здоровья. Под общественной стигмой следует понимать устоявшееся восприятие, что обращаться за поддержкой психолога или коуча — это проявление слабости, а поэтому зазорно и стыдно.

Вышеперечисленные барьеры приводят к выводу, что в то время, как от ухудшения психологического благополучия страдают как сами казахстанцы, так и их работодатели и, соответственно, экономика страны в целом, самостоятельно обращаться за психологической поддержкой жители Казахстана с высокой долей вероятности не станут, ввиду высокой стоимости услуги, отсутствия соответствующих специалистов и общественной стигме.

Именно поэтому все больше работодателей во всем мире и в Казахстане берут на себя задачу поддержки и улучшения психологического состояния сотрудников через разработку и внедрение инструментов корпоративного благополучия, наиболее востребованным из которых является сервис психологической поддержи сотрудников.

Программа психологической поддержки сотрудников

Как правило, программа психологической поддержки сотрудников предоставляет годовой доступ любому из сотрудников компании к конфиденциальным консультациям психологов и коучей, к которым можно обращаться с любыми запросами. Количество сеансов не ограничено.

В лучших на рынке программах психологической поддержки сотрудников важным звеном является WellbeingOfficer, который первым контактирует с сотрудником, помогает подобрать наиболее подходящего психолога для работы, организовывает весь процесс получения психологической поддержки. Все психологи сервиса имеют медицинское или психологическое образование, владеют широким диапазоном методик — от кризисной терапии до коучинга, многие эксперты имеют ученую степень. Специалисты проводят консультации на казахском языке, а также на русском и английском языках. В штате психологов обычно есть те, кто специализируется на конкретных отраслях — IT, финансовом секторе, розничной торговле, фарме.

Среди работодателей, предлагающих сотрудникам программы психологического благополучия, более половины отметили снижение абсентеизма по болезни, а 66% сообщили о повышении производительности.

Есть ли спрос в Казахстане на работу с психологом, или результаты, которые нас удивили (кейс METRO в Казахстане)

 Алия Токмурзина — Менеджер по обучению METRO Казахстан.
  • "Хотя мы размышляли о внедрении сервиса психологической поддержки сотрудников уже длительное время, стимулом начать работу по его внедрению в Казахстане стали январские события в Алматы. Некоторые из наших магазинов и сотрудников пострадали во время этих событий, и практически все получили психологический шок", — делится воспоминаниями Алия Токмурзина, Менеджер по обучению METRO Kazakhstan.

За 10 месяцев работы сервиса можно однозначно говорить о том, что решение о его запуске было верным. Мы существенно поддержали и продолжаем поддерживать наших сотрудников, а вместе с этим развенчали массу ложных убеждений, которые бытуют среди HR-сообщества Казахстана в отношении психологической поддержки для сотрудников. Сервисом психологической поддержки METRO в Казахстане было проведено более 680 консультаций для 158 сотрудников. То есть, мы увидели обращаемость 10.2% при том, что нормальным уровнем обращаемости считается не более 10%. Это свидетельствует о невероятно высокой потребности в психологической поддержке среди казахстанцев.

Ежемесячно к Сервису в среднем обращались по 16 новых пользователей. Для более 40% сотрудников, обратившихся в Сервис, это был первый опыт работы с профессиональным психологом в жизни.

Работа Сервиса полностью и всецело конфиденциальна. Работодатель не знает, ни кто обращался за поддержкой, ни с какими именно вопросами. Все, что работодатель получает от компании-подрядчика — это статистику обращений, а также обобщенные тематики запросов. Однако этой информации более, чем достаточно, чтоб сделать вывод о востребованности психологической помощи в Казахстане, так и об основных проблемах, беспокоящих наших соотечественников.

Среди сотрудников METRO в Казахстане Топ-5 запросов к психологам были такие:

✓ Самопознание;

✓ Межличностные отношения;

✓ Детско-родительские отношения;

✓ Отношения с партнером;

✓ Профессиональные отношения.

Средняя оценка, выставляемая нашими сотрудниками за качество консультаций, составляет 9,8 балла (по 10 балльной системе).

Те коллеги, которые выбирают поделиться с компанией своими впечатлениями от работы с психологом, отмечают позитивные изменения в своем состоянии как на ментальном, так и на физическом уровне. Говорят о преобладании спокойствия над тревожностью, отмечают понимание причинно-следственных связей между происходящими в их жизни событиями и подчеркивают, что работа с психологом вернула им внутреннюю опору и ориентиры.

Благополучие сотрудников в интересах бизнеса

Забота о благополучии сотрудников — это интерес и ответственность бизнеса, и вот почему. Шесть экономических исследований указывают на стойкую корреляцию благополучия сотрудников и финансовых показателей компании. Согласно выводам Workplace Outcome Suite , ROI (возврат на инвестиции) программ организационного благополучия составляет 3,37. То есть каждые инвестированные $100 позволяют сэкономить $337. Исследование Employee satisfaction and equity prices доказывает, что стоимость компаний, сотрудники которых демонстрируют позитивные показатели благополучия, растет на дополнительных 3,5% в год. Исследование Employee Wellbeing, Productivity and Firm Performance показывает, что прибыльность компаний, сотрудники которых демонстрируют позитивные показатели благополучия на 42% выше.

Компаний, которые уже сегодня понимают экономические последствия психологических состояний сотрудников, а также долгосрочные выгоды инвестиций в психологическое благополучие сотрудников — на сегодня в Казахстане не много. Однако запрос на доступ к профессиональной психологической поддержке и осознанной заботе о ментальном здоровье в Казахстане сформирован и возрастает. Можно с уверенностью предположить, что именно корпоративный сектор будет способствовать развитию культуры заботы о ментальном здоровье в стране.