Big Data в авиационном секторе. Кейсы применения больших данных
Большие данные (Big Data) — это огромные массивы как правило разрозненной информации, которая собирается, сохраняется и анализируется с целью понимания и прогнозирования процессов и действий в будущем. Big Data часто используется для выявления тенденций и закономерностей, которые можно использовать для оптимизации процессов и сокращения расходов. Поскольку они позволяют изучать закономерности и корреляции, которые зачастую слишком сложны или массивны, чтобы люди могли их заметить, в этом отношении они отличаются от традиционных данных.
Большие данные — это зонтичный термин, охватывающий информацию, собранную из многочисленных источников, таких как веб-сайты, мобильные устройства, платформы социальных сетей, датчики и многое другое. В связи со стремительным развитием технологии 5G количество и качество передаваемой информации будет расти экспоненциально. Что ещё более важно, это то, что данные можно будет получать из самых неожиданных источников. Big Data может представлять собой как структурированные, так и неструктурированные массивы информации и часто используется для поиска и принятия бизнес решений в бизнесе для экономии средств, повышения качества обслуживания клиентов и оптимизации бизнес процессов.
Авиационный сектор серьёзно трансформируется под воздействием этой технологии. Чаще всего Big Data используется авиакомпаниями для улучшения работы, повышения эффективности, сокращения расходов и повышения рентабельности. Большие данные используются для изучения поведения потребителей, улучшения обслуживания клиентов, разработки более точных планов полетов, поиска путей сокращения расходов и многого другого.
О примерах использования больших данных в авиации и какие преимущества авиакомпании могут извлечь из них, рассказал Алексей Яншин, Директор IT-компании Sabre Corporation в Казахстане.
1. Управление доходностью Revenue Management
Авиация — это низкомаржинальный бизнес, поэтому авиакомпании постоянно стремятся сократить операционные издержки. Благодаря Big Data и анализу различных компонентов стоимости авиабилетов, а также сопоставляя эти данные со спросом на рейсы, перевозчики могут соответствующим образом корректировать цены. Это позволяет им увеличить доход и заполнить места на рейсах, которые в противном случае были бы пустыми.
2. Техническое обслуживание и безопасность
Критический момент в авиации. Мы все знаем, что многие авиакомпании ставят своим стратегическим приоритетом — безопасность полётов. Авиакомпании могут прогнозировать, когда потребуется техническое обслуживание, и выявлять потенциальные технические проблемы до того, как они станут влиять на операционную деятельность. Такие данные могут поступать с бортовых датчиков. Это повышает безопасность воздушного судна и сокращает время простоя.
3. Персонализированный маркетинг
Авиакомпании могут анализировать поведение и предпочтения клиентов, используя Big Data, что позволяет им создавать более таргетированные маркетинговые кампании и по-настоящему персонализировать весь цикл поездки пассажира.
4. Формирование маршрутной сети
Важно помнить, что самолеты приносят прибыль только во время полета. Поэтому этот элемент в работе авиакомпании является критическим. Благодаря Big Data авиакомпании могут анализируют маршрутную сеть и пассажиропоток с помощью огромного массива данных для более эффективной оптимизации своих маршрутной сетки. Это способствует экономии средств и повышению эффективности. Большие данные могут использоваться для определения оптимальных маршрутов с учетом погоды, трафика и других факторов, как исторических данных, так и собираемых в реальном времени.
5. Прогнозная аналитика
Это область аналитики, которая позволяет с высокой точностью определять направление развития. Здесь Big Data выступает в тяжелом весе и даёт потрясающие возможности авиакомпаниям. Так перевозчики могут использовать большие данные для прогнозирования загрузки рейсов и планирования спроса в будущем. Обладая такой прогнозной информацией, они могут своевременно корректировать цены, планировать маршрутную сетку, назначать пилотов и в целом управлять своими ресурсы более эффективно.
6. Обслуживание клиентов и повышение лояльности клиентов
Авиакомпании могут определить области для улучшения своего клиентского опыта, и повышения лояльности пассажиров, что, как мы знаем, является краеугольным камнем в тревел индустрии. Анализируя опыт и отзывы клиентов в различных каналах, авиакомпании могут повышать общий NPS и улучшать клиентский опыт и удовлетворенность клиентов.
7. Системы регистрации
Существующие технологии идентификации пассажира по Face ID и отпечаткам пальцев, которые уже существуют во многих аэропортах, вкупе с Big Data могут быть использованы для ускорения и повышения эффективности процесса регистрации пассажиров, совершенствуя общий клиентский опыт (ведь наше путешествие — это не только сам полёт, а ещё и различные процедуры в аэропорту и на регистрации).
8. Обработка багажа
Несмотря на то, что этот процесс уже автоматизирован, всё же существует ещё возможность для его улучшения. И здесь большие данные будут тем технологическим фундаментом, на котором будут настраиваться другие технологии, такие как искусственный интеллект (AI), Интернет вещей (IoT), радиочастотная идентификация (RFID), робототехника и блокчейн. Конечно, основным бенефициаром такой технологии становятся аэропорты, но и авиакомпании, используя данные о клиенте, такие как информация о рейсе, размер багажа и пункт назначения, способны быстрее и точнее обрабатывать данные о регистрации багажа. Это может сократить время, необходимое пассажирам для посадки на рейс, и снизить риск потери или повреждения багажа.
В целом, большие данные действительно трансформируют авиационную отрасль, помогая перевозчикам оптимизировать операционную деятельность, улучшать качество обслуживания клиентов и увеличивать доходы. Большие данные станут еще более важным инструментом для авиакомпаний, стремящихся оставаться конкурентоспособными и преуспевать на этом динамичном рынке по мере развития отрасли.